Стадии принятия смерти близкого: сколько выявлено этапов

О смерти

Стадии принятия неизбежного в психологии

В психологии есть 5 стадий принятия смерти:

  • 1 этап — отрицание;
  • 2 стадия — гнев;
  • 3 этап — торг;
  • 4 стадия — депрессия;
  • шаг 5 — приемка.

Любой человек, понесший тяжелую утрату, проходит через эти стадии осознания смерти. Процессы, происходящие во время принятия боли, чрезвычайно болезненны и причиняют много страданий тем, кто потерял любимого человека. Эти же этапы проходит и человек, узнавший о скором отъезде. Только они идут иначе и требуют большего понимания и поддержки, чем помощь специалистов.

Пять ступеней полного принятия неизбежного

Первая стадия: шок, отрицание

Первый этап: отказ от фото

Отрицание — это первый шаг к осознанию потери. Отношение к смерти у людей в европейской культуре отрицательное: людям крайне сложно пережить неизбежную разлуку с любимым человеком. И первый этап становится одновременно одним из самых ярких и незаметных по проявлениям.

Цель этого этапа: принять сам факт смерти человека, ее необратимость.

Некоторые признаки, характеризующие путь первого этапа усыновления:

  • Эмоциональное онемение: болезнь, унесшая жизнь человека, воспринимается как еще возможная для исцеления, и больной не полностью чувственно осознает неизбежность ситуации;
  • Чувственная «оттепель»: факт смерти уже признан неизбежным, но разум ищет ходы, которые спасли бы человека от психологической травмы.
  • Эмоциональное погружение — никакой защитный механизм мозга не возвращает умершего к жизни, и осознание смерти с ее отторжением приводит к бурной реакции — слезам и крикам. Некоторые чувствительные люди могут даже попытаться покончить жизнь самоубийством, чтобы разделить горе с покойным. Поэтому с этими людьми нужно быть очень осторожными.

Вторая стадия: гнев и агрессия

Второй этап - фото гнева

Цель гнева: обработать негативные чувства, связанные с уходом любимого человека

Второй этап принятия смерти характеризуется следующими проявлениями:

  • Непонимание, почему с ними произошла такая ситуация: смерть воспринимается как смертная казнь. Трудно понять и принять, почему эта мера была применена именно к пациенту. Отсюда гнев и неприятие самой природы потери;
  • Проецируя свои негативные чувства на окружающих его людей — чтобы негативные чувства находили выход, человек часто проецирует их на людей и предметы вокруг него. Это всего лишь защитный механизм, предназначенный для сохранения целостности сознания, и другие должны понимать эту особенность;
  • Утрата веры — Верующие в это время часто отказываются от своей веры и жалуются на всеобщую несправедливость. Непонимание причин этого события приводит к отходу от религиозных убеждений;
  • Утрата веры в важность самой жизни — наблюдение того, как жизнь может скоро закончиться, приводит к утрате понимания необходимости организации самой жизни: работы, досуга, межличностных отношений. Все становится блеклым и серым. Так заканчивается вторая фаза принятия смерти.

Третья стадия – торг

Третий этап - фото торга

Цель этой фазы — попытаться в последний раз избежать неизбежного и предотвратить саму причину страдания.

Сделки характеризуются следующими характеристиками:

  • Вина: человек чувствует, что сделал недостаточно, чтобы помочь любимому человеку остаться в этом мире. Эта мысль мешает вам спать, есть и заниматься повседневными делами. Это всеобъемлющее ощущение;
  • Поиск ресурсов, которые могут стать предметом обмена на жизнь умершего — часто женщина, потерявшая в этот момент любимого, думает: «Если бы я только могла вернуть его, я бы уволилась с работы, я была бы с его, и этого не произошло. Ничего подобного «. Эти мысли посещают любого человека, находящегося на этой стадии принятия;
  • Гнев на умершего любимого человека;
  • Гнев по отношению к другим.

Четвертая стадия – депрессия

Шаг четвертый - фотографии депрессии

Цель этого этапа: научиться жить без умершего.

Характеристики, присущие этой фазе:

  • Осознание пустоты жизни, которая последовала за смертью любимого человека: смерть полностью меняет образ жизни, и необходимо научиться заполнять ту пустоту, которая образовалась в результате утраты;
  • Потеря физических возможностей для продолжения нормальной жизни — силы ушли из человека, не хочет идти дальше, возникает непреодолимое желание зациклиться на сцене, где было красиво и комфортно;
  • Умение научиться смотреть на вещи по-новому;
  • Частые воспоминания о событиях с умершим — это последняя попытка обработать эмоции, связанные со смертью. Легкая грусть может вернуть немного цвета в жизнь скорбящего.

Пятая стадия – принятие неизбежного

Шаг пятый: сделайте фото

Цель этого этапа: полная проработка чувств, связанных со смертью и принятие этого факта.

Основные особенности этого этапа:

  • Полное осознание неизбежного события и его принятия;
  • Положить конец острым негативным переживаниям, связанным со смертью;
  • Возвращение воли к жизни и созиданию;
  • Смирение и решение вернуться к привычному ритму жизни.

На этом этапе защитные механизмы личности прекращают свою деятельность, так как сознание постепенно возвращается к нормальному режиму функционирования.

Читайте также: Столик на кладбище: сделать скамейку своими руками

Стадия 3 – Адаптация. Длительность: до полугода

Процесс адаптации происходит в течение первых шести месяцев. Кажется, что человек учится жить без умершего. А поскольку шаги болезненные, в это время часто можно наблюдать перепады настроения. Тихое и спокойное существование может быть прервано на 2-3 дня явной агрессией и гневом по отношению к умершему. В первые полгода можно услышать обвинения в адрес умершего, связанные или не связанные обстоятельства, якобы виновные в смерти близкого человека. Все это — чувство вины по отношению к умершему, злость по отношению к нему, себе и другим следует рассматривать как естественные реакции.

Вам не нужно их стыдиться или бояться. Если есть такой человек, с которым можно обсудить эти явления — с психологом из Санкт-Петербурга, родственником или близким другом — лучше так и сделайте. Признание нормальности таких явлений — еще один шаг к признанию смерти любимого человека. Повторение таких сценариев снова и снова постепенно удаляет умершего из мира живых, приходит осознание того, что он уже находится в других мирах.

Успеть прожить

Более того, люди часто злятся на весь мир — они видят огромную несправедливость в том, что с ними произошло. Оля испытывала то же чувство, когда часами смотрела из окна своей больничной палаты, как прохожие спокойно занимаются своими делами, спешат на работу и домой, ходят по магазинам. У нее самой этого больше не было и, казалось, не могло быть.

«Человек идет по улице и думает:« У меня такой тяжелый и ужасный диагноз, и все ходим, улыбаются, фотографируются, целуются ». «Возникают ненависть и раздражение. Если болезнь уже имеет тяжелую стадию развития (например, третья стадия онкологии), люди рискуют покончить жизнь самоубийством. Мы также работаем с этим, чтобы остановить человека на этом пути», — говорит он. Андрей Зберовский.

Когда тяжелобольные люди проходят стадию гнева, некоторые психологи дают им очень необычный совет: направьте весь свой гнев на болезнь. Видимо, эти врачи считают, что чем больше вы ненавидите свою болезнь, тем скорее вы победите ее. Однако Зберовский не согласен с таким подходом.

«Гнев определенно не инструмент для успешного выхода из ситуации. Просто нужна мобилизация. Каким бы заболеванием ни был человек, важно повысить иммунитет, мобилизовать силы организма. Для этого просто делайте простые вещи: больше выходите на улицу, занимайтесь больше физической активностью, следите за питанием, высыпайтесь, получайте положительные эмоции, общайтесь с приятными людьми. Это действительно очень важно. Возьмем ту же онкологию: если люди с первой, второй стадией болезни живут правильно, то вероятность их выздоровления огромна! », — наблюдает врач.

По словам Андрея Зберовского, у него были сотни клиентов с тяжелыми заболеваниями, и, к сожалению, многие из них вскоре умерли. Но врач убежден: надо бороться с болезнью до последнего, и даже если ее уже невозможно вылечить, надо сделать все, чтобы «умереть как человек». Более того, для многих смертельный диагноз становится не приговором, а билетом в новую жизнь, даже если это длится недолго…

«Кто-то хочет успеть продать или купить квартиру, кто-то хочет путешествовать, путешествовать по миру, кто-то начинает писать стихи и другие произведения. Кто-то пытается найти любимую девушку, которую они не видели 30 лет, или школьную любовь, которой у них не было времени признаться в своих чувствах. Кто-то пытается извиниться перед родными, успевает погрузиться в политическую жизнь, волонтерство.

Случаи очень разные. Поэтому, конечно, есть люди, которые как-то хотят прожить остаток жизни по-особенному в условиях фатального диагноза, и в этом нет ничего необычного », — говорит психолог.
В то же время он убежден: в такой ситуации следует больше опасаться шарлатанов. В приступе отчаяния люди иногда готовы отдать все свои деньги всевозможным целителям и колдунам, которые обещают вылечить их от любых болезней. Что ж, что происходит, когда тяжелобольной отказывается от квалифицированного лечения, догадаться нетрудно.

«Когда начинается активный поиск лекарства, человек все время колеблется — от традиционных методов, то есть чисто медицинских и научных, до попыток заняться йогой, а затем отправиться в деревню и лечиться там какими-то бабушкиными травами.

К сожалению, у меня много пациентов, которые полагаются на альтернативную медицину. Например, в августе прошлого года умер мой клиент. Молодая девушка, которой было всего 34 года, умерла от рака груди. Ей дали второй этап, работоспособный; по современным меркам выздороветь из такой ситуации совсем не проблема. Но от операции отказалась, стала лечиться народными методами. Полтора года бегала по всяким бабушкам и шаманам, в итоге дошла до четвертой стадии и просто умерла… У нее осталось двое детей.

Около года назад умер мальчик, которому поставили диагноз СПИД. Но он много читал на всех форумах, что такого заболевания нет. Конечно, он не обратился за лечением и в конце концов умер. И таких историй у меня много. Более того, их количество не уменьшается, а только растет », — сетует Андрей.

Как понять, что вы скорбите слишком долго

Боль включает в себя все 5 психологических фаз принятия, а также две другие: между торгом и депрессией, включается фаза вины, а после принятия следует пробуждение. Эти чувства естественны и помогают полностью осознать и принять факт потери. Однако существуют патологические состояния, характеризующие длительную утрату близких.

Признаки того, что боль длилась слишком долго:

  • Негативные переживания долго не теряют своей интенсивности;
  • Мысли об умершем преследуют везде и всюду, возможны галлюцинации в образе умершего;
  • Невозможность осознать факт неизбежности смерти;
  • Необходимость постоянно находиться в знаковых местах в отношениях с умершим, бесконечный трепет за вещи, принадлежащие умершему;
  • Свидетельствовать мысли о добровольном уходе из этой жизни;
  • Задержка моторики, нарушение координации движений и внимания;
  • Спустя долгое время пустота в душе сохраняется, и жизнь не обретает свой древний смысл.

Эти признаки очень тревожные. Согласно гештальт-теории психологии, поведенческая модель (в данном случае факт принятия смерти любимого человека) не завершена, поэтому невозможно вернуться к прежнему чувству постоянства в жизни.

Фото человеческих страданий

Приметы, являющиеся сигналом к ​​непременному обращению к психотерапевту:

  • Бессонница
  • Плакать
  • Паническая атака
  • Беспокойство
  • Раздражительность
  • Опустошение.

Элизабет Кюблер Росс и стадии психической смерти человека

Элизабет Кублер Росс и этапы душевной смерти человека

Элизабет Кюблер Росс (нем. Elisabeth Kübler Ross; 8 июля 1926 г., Цюрих — 24 августа 2004 г., Скоттсдейл, Аризона, США) — американский психолог швейцарского происхождения, создатель концепции психологической помощи умирающим пациентам и исследователь преждевременных родов. — смерть. Его книга 1969 года «О смерти и умирании» стала бестселлером в Соединенных Штатах.

Первый поднял вопрос об ответственности врача не только за здоровье умирающего, но и за то, чтобы последние дни жизни пациента были прожиты достойно, без страха и страданий. Тема смерти начала интересовать ее еще в детстве, когда она впервые увидела умирающего: это ее сосед упал с дерева и умер в ее постели среди семьи и друзей. По другой версии, когда ее сосед умерла в больничной палате, одна в холодной медицинской атмосфере, вдали от семьи. Тогда Элизабет подумала, что есть правильный способ умереть.

Кюблер Росс окончила медицинский факультет Цюрихского университета, после чего в 1958 году уехала в США. Она много работала в больницах Нью-Йорка, Чикаго и Колорадо. Она была глубоко возмущена врачами, лечившими умирающих пациентов. В отличие от своих коллег, она общалась с умирающими, выслушивала их признания. Так родился курс конференции по околосмертным переживаниям.

В 1994 году после инсульта, вызвавшего частичный паралич левой стороны тела, она переехала жить в Скоттсдейл, штат Аризона. Остальные дни она провела 18 часов, сидя в инвалидном кресле перед телевизором, и 24 августа 2004 года в возрасте 78 лет Кюблер Росс скончалась 1.

Исследуя проблемы человеческой смерти, Элизабет Кюблер Росс в ходе организуемых ею семинаров и бесед с пациентами накопила обширный материал о тех переживаниях, которые происходят в психике пациента с того момента, как он узнает о своем состоянии.

Обобщая свой материал, Э. Кюблер Росс обнаружил, что перед смертью пациенты проходят пять стадий психологических изменений и работы защитных механизмов:

  1. Этап отрицания реальности и замкнутости.
  2. Стадия возмущения (агрессии).
  3. Этап переговоров и заключения договоров.
  4. Стадия депрессии.
  5. Фаза принятия смерти (примирение с идеей неизбежности смерти).

ЭТАП ОТКАЗА И ИЗОЛЯЦИИ

Э. Кюблер Росс назвал этот первый этап этапом отрицания реальности и изоляцией, поскольку в психике больного наиболее активно работают два защитно-приспособительных механизма: механизм отрицания неприятной и пугающей реальности и механизм изоляции. Пациент на этой стадии не хочет понимать, что его конец близок, в беседах с ними люди на этой стадии психологической смерти заявляют, что не верят в правильность диагноза. Они пытаются дискредитировать врачей, заключение которых глубоко расстраивает их, лишая никаких перспектив.

«Нет, не может быть!» вот их первая реакция. Причем эта реакция всегда по существу одинакова, независимо от того, как пациент узнал о своей судьбе: из слов, сказанных непосредственно врачом, или косвенных знаков, изменений в поведении и невербальных знаков других, основанных на его собственных выводах, сознательных или подсознание.

Одна пациентка даже начала утверждать, что рентгеновские лучи, использованные для диагностики ее рака, не были подлинными. Пациент также может утверждать, что заключение врачей является результатом диагноза другого пациента, как будто возникла путаница. Та же пациентка, которая считала рентгеновские снимки поддельными, стала обращаться к другим врачам, чтобы убедиться, что первый диагноз ее болезни был ошибочным. «Тревожное отрицание» — это то, что Э. Кюблер Росс называет этой первой реакцией неизлечимо больных.

Отрицание, иногда полное, иногда частичное, так или иначе используется всеми пациентами не только на ранних стадиях заболевания, но время от времени и в последующем течении его развития. Даже принимая истину, больные иногда отворачиваются от нее, они хотят жить как можно дольше.

Э. Кюблер Росс считает эту защитную реакцию очень полезной, поскольку она смягчает первый удар истины и создает условия для включения в работу психики других, более мирных и «менее радикальных» защитных механизмов. Обычно после отрицания реальности наступает частичное признание неизбежности смерти. Из 200 неизлечимо больных пациентов, с которыми работал Э. Кюблер Росс, только трое отрицали его неизбежность вплоть до самой смерти. Лишь в редких случаях и кратко они вспоминали и сознательно говорили о смерти, называя ее «неприятным событием, которое обычно происходит во сне и не причиняет боли».

Позже на этом этапе большинство пациентов в первую очередь начинают использовать механизм изоляции. Что это значит? Иногда пациенты говорят о своей смерти, а затем переходят к более приятным и оптимистичным вопросам. Смерть и связанные с ней эмоции в психике пациента изолированы от другого содержания и психических проблем. На уровне бессознательного, считает Э. Кюблер Росс, все мы считаем себя бессмертными. Мы не думаем, что сами должны встретить смерть. Оказывается, одна часть эго знает болезнь и неизбежность смерти, а другая ее отрицает, изолирует и отдаляет от сознания, заполняя свою сферу другими образами и мыслями.

Говоря о молодой больной женщине, автор отмечает, что именно первая часть психики удерживала ее в больнице и заставляла подчиняться предписаниям медперсонала. Здесь он окружил себя многими знакомыми вещами, как будто надолго решил остепениться. Он постоянно переходил от стадий полного отрицания своей смерти к стадиям, когда он не только осознавал свою неизбежность, но и его действия (например, употребление слишком большого количества запрещенной пищи, что считается косвенной формой самоубийства) ускоряли его наступление.

СТАДИЯ ВОЗМУЩЕНИЯ

Затем наступает стадия возмущения, которая показывает, что психическая самооборона предыдущей стадии не увенчалась успехом. Пациент не мог дискредитировать врача, поставившего трагический диагноз смерти. Он пришел к пониманию ужасной истины о том, что конец действительно близок.

Находясь в этой фазе психологической смерти, пациенты очень часто проявляют агрессию по отношению к молодым и здоровым людям, чувствуя себя глубоко обиженными. «Почему я должен умирать, пока другие живут?» в этом главный смысл их бормотания и заявлений. Кстати, эта тема хорошо отражена в произведениях Л. Н. Толстого, Е. М. Ремарка, Э. Хемингуэя и других писателей. Больные испытывают чувство зависти, горечи и сожаления. Один из умирающих признался, что, увидев 80-летнего мужчину, идущего в одиночестве по улице, он подумал: а зачем ему жить, почему умирает не он, а я?

На этом этапе медперсоналу и родственникам пациента очень сложно с ним общаться. Причина в том, что негодование и агрессия умирающего излучаются во все стороны, проецируются на окружающую среду.

Пациент обвиняет врачей в том, что они выглядят неподготовленными по своей специальности, в неправильном проведении необходимых проверок, в назначении неправильной диеты, в том, что они слишком долго держат пациентов в больнице и т.д., что они делают неправильно. Когда рядом с пациентом сидит сестра, она хочет побыть одна, а когда уходит, жалуется, что часто уходит от него и т.д. Очень тяжело. Поэтому они избегают частых встреч с пациентом, что еще больше усугубляет его положение.

Причина такой агрессии — многочисленные лишения (фрустрации), которые испытывает больной человек: лишение нормальной работы, ритмов работы и отдыха, приятных повседневных дел, частая неподвижность, чувство потери всякой перспективы в жизни и т.д. Как не получить злиться и не терпеть этой агрессии по отношению к тем, кто любит жизнь?

И он видит, что жизнь людей продолжается без него, что его почти никто не помнит и что люди бросают его. И чтобы не быть полностью забытым, он в знак протеста повышает голос, обращается к людям с разными просьбами, всем своим поведением давая понять, что он еще жив. И когда он получает внимание и заботу, в которых он так сильно нуждается, он немного успокаивается, и общение с ним становится более приятным. Понимание причин агрессии пациента и правильное общение с ним значительно облегчает его ситуацию.

Когда пациент остается таким злым на всю оставшуюся жизнь, отталкивая от себя людей, его одиночество усугубляется. Кто смирится с трагической реальностью, принимает советы и помощь людей, умирает более спокойно и достойно. Кажется, что психологически сложнее всего умереть за людей с крайне авторитарными чертами характера, которые развили высокий уровень автономии и склонность принимать независимые решения на протяжении всей своей жизни. Их основная реакция на последнее экзистенциальное разочарование — агрессия и враждебность по отношению к людям.

СТАДИЯ ПЕРЕГОВОРОВ

Э. Кюблер Росс назвал третью фазу психологической смерти фазой «переговоров и заключения соглашений». Принимая в какой-то мере неизбежность смерти, свою идею, умирающий проявляет заботу о завершении своих земных дел. Он больше озабочен выполнением своих обязанностей по отношению к близким. Создается впечатление, что он считает, что если он сможет адекватно решить эти проблемы, смерть придет позже или его страдания не будут такими ужасными. А если умирающий верующий — человек, то он тоже может давать обещания Богу и просить его продлить свое земное существование. Верующие проводят большую часть своего «торга» с Богом.

Эта фаза относительно короткая, но она также полезна для пациентов. Похоже, они думают, что если прямые требования и враждебность не помогут, возможно, мирные переговоры приведут к продлению жизни. Э. Кюблер Росс видит сходство в поведении неизлечимо больных пациентов с поведением детей в фазе переговоров. Дети сначала громко и категорично просят что-то у родителей, топают ногами, если им отказывают и т.д. Когда такая тактика не приводит к положительным результатам, меняют послушание и т.д., чока родители не сдадутся. Таким образом, иногда они действительно добиваются своего.

Вот интересный пример использования тактики переговоров в поведении неизлечимо больной женщины. Тяжело больная и еще относительно молодая женщина всегда чувствовала сильную боль, плохо себя чувствовала. Он не мог жить дома, потому что ему часто требовались инъекции обезболивающего. У него был старший сын, который собирался жениться, и мать одобрила его планы.

Ей было очень трудно вынести мысль о том, что можно пропустить этот важный день, день свадьбы. Ценой больших усилий она была обучена методам самогипноза, с помощью которых она смогла чувствовать себя терпимо в течение нескольких часов. Он пообещал, что сможет присутствовать на свадьбе своего старшего сына. Накануне свадьбы она покинула больницу с видом элегантной и улыбающейся женщины. Никто бы не подумал, что его дни сочтены. Он казался самым счастливым человеком в мире.

«Я никогда не забуду момент его возвращения в больницу», — говорит он! Она выглядела уставшей… и, прежде чем я успел попрощаться, она сказала: «А теперь не забывай, что у меня есть еще один ребенок».

Переговоры — это способ отсрочить смерть. Пациент обещает сделать что-то еще, ставит перед собой новую цель и т.д., чо, достигнув этой цели, он не выполняет свое обещание и вступает в новые переговоры. Только обострение болезни, потеря способности к активности и усиление страданий переводят пациента в следующую фазу процесса психологической смерти.

ФАЗА ДЕПРЕССИИ

После начала четвертой фазы психологической смерти умирающий попадает в состояние глубокой депрессии: теряет надежду на выздоровление, отказывается встречаться с людьми, просит остаться наедине со своими страданиями и болью. Он больше не может отрицать свою болезнь и неизбежность близкого конца, своей гибели. Возникает ощущение огромной утраты, потери здоровья, внешности, способностей, социального статуса и т.д. Поскольку человек не работает и за ним ухаживают, он начинает испытывать большие финансовые трудности.

Чтобы покрыть расходы, пациенты часто с большими усилиями продают свой дом и многое из того, что они приобрели в течение своей жизни. Дети таких больных часто остаются без средств к существованию, есть угроза, что они не смогут получить полноценное образование. Многие мечты умирающего остаются невыполненными.

Э. Кюблер Росс выделяет два типа депрессии у безнадежно больных людей: реактивную и подготовительную.

Он считает, что у них другая природа. Реактивная депрессия как реакция на потерю ценностей, привычной деятельности, привлекательности и т.д. При правильном подходе врачей и членов семьи успешно устраняется.

Что касается второго типа (подготовительной) депрессии, то он связан с ожидаемыми и неизбежными потерями. Если мы имеем дело с первым типом депрессии, то можем отвлечь внимание пациента на более приятные стороны жизни, развлечь его. Например, если больная мать оказалась в депрессивном состоянии из-за того, что ее дети остались без заботы и защиты, то достаточно обеспечить детей всем необходимым и сообщить матери, и ее депрессия пройдет, или он даже исчезнет, ​​его настроение улучшится.

Но упреждающая и подготовительная депрессия умирающего пациента — это подготовка к еще большим потерям в будущем, к потере всего того, что он любил и ценил. В этом случае отвлечение внимания, внушение оптимизма и другие общепринятые методы не помогают. Человек, который умирает в депрессии, счастливее тех людей, которые сидят рядом с ним, но не произносят обычных слов утешения. Умирающему больше не нужны слова, а искренние чувства, которые лучше всего выражаются взглядом, сопереживающими людьми, прикосновением к руке пациента, поглаживанием его волос или просто сидением рядом с ним. Пациента на этом этапе больше интересует будущее и ему больно посещать большое количество людей, даже если они искренне сочувствуют его боли.

Но часто окружающие, даже члены семьи, не понимают истинных потребностей умирающего, не подозревают, что он уже готовится к смерти, и все действия, направленные на привитие ему хорошего настроения и оптимизма, уже неприятны. И врачи, и родственники, по мнению Э. Кюблера Росс, должны понимать, что этот тип депрессии необходим и полезен для пациента, если мы хотим, чтобы он умер в фазе смирения, со спокойной душой. Без прохождения предыдущих стадий невозможно пребывать в стадии смирения и принятия смерти. На примере пациента он показал, что депрессия — это не просто следствие ожидания смерти и потери надежды: одна из ее причин заключается в том, что человек понимает: ее не оценили и не поняли по-настоящему люди.

СТАДИЯ ПРИНЯТИЯ СМЕРТИ И СМИРЕНИЯ

Если пациент остается в состоянии смерти достаточно долго, он может находиться в определенной пятой фазе психологической смерти. Э. Кюблер Росс называет это фазой принятия смерти, смирения с неизбежным концом, фазой внутреннего покоя. Находиться на этой стадии желательно, потому что это позволяет человеку умереть достойно. Также предполагается, что умирающему должна быть предоставлена ​​возможность страдать, поскольку только через страдания он может достичь стадии примирения с неизбежностью, смирения и принятия смерти без агрессии. Отсюда вывод, что если смерть близка и неизбежна, то продление жизни человека нецелесообразно: такая жизнь полна страданий и человеку больше не нужна. Таким образом, Э. Кюблер Росс поддерживает эвтаназию, по крайней мере, ее пассивный вариант.

На этой стадии человек часто засыпает, обычно с короткими интервалами, но это не обычный сон, цель которого — снять напряжение и отдохнуть, а также избавиться от дневных проблем, а скорее что-то вроде сна новорожденный. Конечно, на данном этапе все еще есть жалобы на бессмыслицу дальнейшей борьбы и все такое, но такие протесты не являются признаком смирения с судьбой.

Принятие смерти и смирение проявляются, когда человек, как ребенок после рождения и в первые месяцы жизни, долго спит, как бы «отдыхая перед дальним путешествием». Смирение, умиротворение и принятие судьбы сочетаются с сужением интересов умирающего. Он хочет побыть один и не хочет, чтобы его беспокоили новости и проблемы внешнего мира. Он не хочет, чтобы его часто навещали и о нем долго говорили. Он предпочитает, чтобы посетители сидели тихо и не задерживались надолго; бессловесное общение на этом этапе считается более подходящим.

Самое главное, чтобы члены семьи и медперсонал не путали фазу отставки с периодом потери надежды, которая иногда наступает задолго до смерти, пока человек, получив необходимое лечение, может прожить достаточно долго. Но если фаза смирения с неизбежностью смерти уже началась, пациенту нужно дать возможность постепенно разорвать свои узы с людьми и вещами, чтобы умереть спокойно.

Некоторые умирающие приходят в это состояние спокойствия, бесстрашия и отчаяния самостоятельно, пройдя предыдущие стадии. Обычно это люди старшего возраста, которые вырастили своих детей и решили всю оставшуюся жизнь. Но есть вторая группа людей, которые, чтобы смириться со смертью и умереть без страха, нуждаются в дополнительной помощи людей. Часто впадают в состояние реактивного психоза, всячески защищаются от вмешательства людей в свои дела и боятся смерти. Опыт Э. Кюблера Росс показал, что терпеливая и тактичная работа с такими пациентами, понимание их проблем и сочувствие к ним также могут обеспечить начало их фазы мудрого и бесстрашного отношения к смерти. Этому также способствует вера в Бога и в существование жизни после смерти.

В связи с особенностями этой пятой, последней стадии психологической смерти человека, стоит вспомнить следующую идею выдающегося современного психолога и психотерапевта Эрика Эриксона: идеальный человек — это человек, обладающий такой гармонией, совершенным эго структура, которая всю свою жизнь сохраняет «основное чувство доверия» к миру, и когда приходит время, он смиренно присоединяется к «каравану» тех миллионов людей, которые умерли до этого. Человек должен уйти из жизни с покорностью, с чувством собственного достоинства и с осознанием того, что в истории человечества период его жизни безвозвратно закончился.

Это требование, конечно же, относится и к родственникам и друзьям умершего, особенно в связи с таким хорошо известным, но все же загадочным явлением, которое кажется «возвращением души». Известно, что когда родственники умирающего, стоящие рядом с ним, воспринимают начало клинической смерти как окончательную смерть, они начинают громко плакать и горевать, затем часто возвращается сознание умирающего, процесс умирания прекращается, окончательная смерть человека откладывается. Это явление чаще встречается у тех, кто умирает «естественной смертью», а не внезапно или в результате несчастного случая.

Вы должны знать, что многие, вернувшись в сознание, снова умирают и на этот раз окончательно, хотя есть и другие случаи 2.

К сказанному выше можно добавить, что перед первой фазой умирания, когда пациент находится в полном сознании, имеет смысл проинформировать его о последних научных новостях в области танатологии. И акцентировать внимание на дискурсе о возможности преодоления смерти в ближайшем будущем с помощью научных методов и лабораторных экспериментов. Например, можно подробно рассказать пациенту о последних достижениях ученых в области клонирования и других экспериментах на большом количестве животных мира . в которых можно надеяться на возвращение человеческой жизни после нынешнего (данного) смерть. Только так мы сможем убедить пациента принять пять стадий умирания с надеждой на вторую жизнь после этой смерти.

Остаточная скорбь

Когда проходит самый тяжелый период, люди успокаиваются. Постепенно умерший перестает занимать все свои мысли и «отпускает». Улучшается физическое состояние, появляется мотивация к работе, желание общения. Боль сменяется ностальгией. Иногда, конечно, человек вспоминает умершего, но не его последние минуты, а радостные моменты, проведенные вместе.

Психика человека полностью справляется с болью и жизнь продолжается.

Этап второй: непринятие смерти

Каким бы рациональным ни был человек в обычной жизни, теперь его душа не может смириться с потерей. Даже если там написано: «Я все понял и осознал», я не верю. Вы должны полагаться не на разум, а на чувство горя.

Для второй стадии характерна следующая реакция: человек делает вид, что все в порядке. Пусть все будет как надо. Его жизнь идет своим чередом, и ничто не может ее омрачить.

Однако поверьте: сейчас человек нуждается в вашей поддержке более остро, чем на первом этапе. Действительно, ему нужно поговорить об умершем, даже плач может помочь. В противном случае у погибшего также могут быть галлюцинации: он может видеть умершего в толпе или слышать звук его шагов…

Все это игра воображения. Человеческая душа привыкла быть рядом с родственником, а потому никак не может «избавиться» от него. Кстати, сны умершего на этом этапе — хороший знак. Они помогут оживить в памяти образ умершего, в результате чего мозгу не нужно будет его создавать искусственно.

Второй этап длится около месяца. Через 30 дней человек снова переживает смерть любимого человека и понимает, что просто из-за его желания снова увидеть родственника абсолютно ничего не добиться.

Оцените статью
Блог о ритуальных услугах
Adblock
detector