Почему на православном кресте есть верхняя перекладина?

Магия
Содержание
  1. История иерусалимского креста
  2. Иерусалимский крест в православии
  3. Предыстория православных крестов
  4. Появление верхней перекладины у креста
  5. Значение перекладины
  6. Варианты надписей
  7. Значение иерусалимского креста паломника
  8. Что представляет собой Крест паломника
  9. Можно ли крестить иерусалимским крестом
  10. Символика православного креста: знак победы или бесчестия?
  11. Крест в церкви
  12. Крест за церковной оградой
  13. Нательный крест
  14. Крест Лалибелы
  15. Кельтский крест
  16. Хризма
  17. Т-образный крест («антониевский»)
  18. Андреевский крест
  19. Крест Константина
  20. Крест монограммный «доконстантиновский»
  21. Крест-монограмма «посох пастыря»
  22. Крест монограммный «трезубец»
  23. Крест круглый «солнцеобразный»
  24. «Папский крест»
  25. Четырехконечный или латинский крест («immissa»)
  26. Крест четвероконечный «каплевидный»
  27. Крест шестиконечный «Русский православный»
  28. Семиконечный крест
  29. Крест осьмиконечный православный
  30. Патриарший крест или на Западе «лоренский»
  31. Крест круглый «нахлебный»
  32. Крест катакомбный или «знамение победы»
  33. Крест «терновый венец»
  34. Крест «лепестковый»
  35. Крест «виселицеобразный» (крест potent)
  36. Крест «виноградная лоза»
  37. Греческий крест
  38. Крест «трилистниковый»
  39. Крест карточный «трилистник»
  40. Крест накупольный с полумесяцем
  41. Крест «мальтийский»
  42. Крест «просфорный-константиновский»
  43. Крест старопечатный «плетеный»
  44. Крест гамматический
  45. Крест «распятие»
  46. Крест Голгофы

История иерусалимского креста

Оливковый Иерусалимский крест представляет собой равносторонний прямой крест алого или золотого цвета на белом фоне. Его окружают четыре креста меньшего размера. Такой крест когда-то был гербом Готфрида Бульонского. Герцог Лотарингский и граф Бульонский были лидерами крестового похода, который состоялся между 1096 и 1099 годами.

Граф Бульонский отказался принять королевский титул, поскольку решил принять вместо него золотую корону в том месте, где Спаситель получил терновый венец. Но при этом он согласился на титул Хранителя и Защитника Гроба Господня. В этом качестве новый правитель взял в качестве герба пять крестов из золота на фоне цветного серебра.

Со временем крест видоизменился и стал символом католического ордена Гроба Господня в Иерусалиме. Такое изображение присутствовало даже на государственном флаге Грузии, однако никакого отношения к религии такой символ не имел.

В древности красный Иерусалимский крест нашивали на одежды ближайшего окружения царя. Позже его использовали на покрывалах в католической религии для покрытий алтаря. Сегодня он используется как символ непоколебимой веры. Поэтому считается, что если вы посетите Святую Землю, то ее необходимо купить.

Иерусалимский крест в православии

Из Святой Земли паломники часто привозят Иерусалимский крест, посвященный Гробу Господню. Это не только память о поездке, но и прекрасная святыня, которую захочется носить постоянно, тем более что ее выразительная и сложная форма, состоящая из пяти равносторонних крестов, очень красива. Однако существует мнение, что такой крест чужд православным. Его называют «Крестом крестоносцев» и видят в нем только герб Военно-католического ордена Гроба Господня. Это представление об Иерусалимском кресте совершенно ошибочно, и оно появилось лишь в конце XX века как реакция на прозелитизм Католической Церкви на Святой Земле. В этом также помогают популярные справочные сайты в Интернете.

Они публикуют переводные западные статьи, в которых в одностороннем порядке освещаются история и символика иерусалимского креста. Повсюду можно найти историю Первого крестового похода (1099 г.), Готфрида Бульонского, завоевателя Иерусалима, на флаге которого был иерусалимский крест, и о латинском государстве Святой Земли, на гербе которого Иерусалим крестился. О том, что пятичастная крестовая композиция появилась на Востоке задолго до Крестовых походов, что она была одним из важнейших символов восточно-христианской цивилизации, в интернет-ресурсах умалчивается.

На самом деле иконография Иерусалимского креста, как и все крестные иконографии, зародилась на Востоке. И произошло это в четвертом веке, когда Константин I стал императором Римской империи, простиравшейся на огромных территориях в Малой Азии, Европе, Палестине и Северной Африке.

После распятия, воскресения и вознесения Христа в 33 году последователи его учения подвергались гонениям и гонениям по всей Римской империи на протяжении целых трёх столетий. Христиан жестоко пытали и убивали, а при императоре Диоклетиане, правившем с 284 по 305 годы, началось их методическое истребление, целью которого было полное уничтожение. Дело Диоклетиана продолжили его наследники – два соправителя, которым император оставил огромную землю.

И неизвестно, чем бы закончился этот чудовищный геноцид, если бы Константин, прозванный его потомками Великим и прославленный Церковью как равноапостольный, не был поставлен соправителем императора Максенция в 306 году. Как и все римские императоры, Константин был язычником. Но, в отличие от других правителей, он был религиозно толерантным, поскольку его мать, равноапостольная Елена, была христианкой.

Между двумя правителями началась война. Решающая битва произошла у Мильвийского моста в 312 году, которую выиграл Константин. Накануне битвы Константин вместе со своим войском увидел на солнце знак — скрещенные инициалы Иисуса Христа (хрисма), рядом с которым сиял равносторонний крест и надпись: «С ним победи». Во сне видение повторилось, только на этот раз император увидел только один крест. Он приказал разместить этот крест на знаменах своей армии и выиграл битву. Придя к власти, Константин сделал христианство государственной религией, а перед смертью сам крестился. Константин перенес свою столицу с истерзанного войной и разграбленного Запада на процветающий и культурный Восток и построил здесь новую столицу — Константинополь (ныне Стамбул).

Мать равноапостольного Константина, став императрицей, начала раскопки в Иерусалиме, где были обнаружены Животворящий крест Христов и другие реликвии Страстей Господних.

На протяжении многих веков в христианском мире одинаково почитались оба изображения креста – истинный крест Христов, на котором был распят Спаситель, и крест, явленный равноапостольному императору Константину на небе перед битвой на Мильвианцы. Истинный, или Голгофский, крест имел вытянутую форму с двумя или тремя поперечными перекладинами. Его историческая форма несла символику, связанную с искупительной жертвой и страданиями Господа. Крест Константина имел правильную равностороннюю форму и был символом защиты и победы. Эти кресты стали достоянием христианского мира примерно в то же время, но первым был Крест Константина, с которым связано распространение христианства по всему миру.

Изображения двух святых крестов в христианстве долгое время использовались по-разному, в соответствии с их символическим значением. Крест Голгофы принимал участие в церковных службах, а Крест Константина помещался на знаменах, использовался для украшения храмов и носился как жилет.

Перекладины креста св. Константина чаще всего изображались с расширяющимися концами или с небольшими перекладинами на концах. Кресты с такой иконографией сохранились во всем христианском мире, но самые ранние находятся в восточной части. Именно в более развитом восточном регионе сложилась вся иконография креста, впоследствии принятая западноевропейской геральдикой. Например, к Кресту Константина восходят такие знаменитые кресты католических военных организаций, как Мальтийский, Тевтонский, Иерусалимский и другие.

В рисунках священных книг, в убранстве храмов и на панелях знамен часто помещались дополнительные знаки между перекладинами Константиновского креста. Это были символы евангелистов, инициалы Христа, символические сокращения или просто кресты, лучи, звезды. Подобные символы дополняли смысл изображения, придавали ему новые стороны восприятия и позволяли глубже интерпретировать сакральную форму, видя в ней не только историческую реликвию, но и глубокий сакральный смысл. Например, Крест Константина, дополненный четырьмя малыми крестами, представляет собой проекцию православного храма с крестовым куполом. Будучи пятиглавым православным храмом, он являлся символическим изображением Христа и четырех евангелистов, а также духовного единства христиан со всех четырех концов земли.

Первоначально все христианские страны были частью единой культуры, центр которой находился в Малой Азии и Юго-Восточной Европе. Эту часть Римской империи историки позже назвали Византией.

Флаг Византии представлял собой равносторонний крест с четырьмя буквами «Б» между ветвями. Крест и аббревиатура ВВВВ представляли собой священную криптограмму, прославляющую Христа. Крест символизировал самого Господа, а буквы вокруг него расшифровывались так: «Βασιλεὺς Βασιλέων, Βασιλεύων Βασιλνυόντ» (царь по-гречески: Царь Царя:»). Символика флага сообщила всему миру, что Византия — христианское государство, истинным государем которого является Иисус Христос, а земной царь в священном обряде помазания на царство лишь принимает на себя его образ. В древней Грузии, Армении и странах Анатолии флаги были похожи на византийские, только вместо букв между ветвями были небольшие кресты. Сохранились древнейшие карты, где такими флажками отмечены указанные территории.

Все эти страны входили в состав Византийского мира, то есть их церкви, будучи независимыми, признавали первенство Константинопольского Патриарха. После разделения Церквей на Православную и Католическую в 1053 году Восточные Патриархи постановили, что Вселенский Собор Православных Церквей должен состоять не менее чем из пяти Патриархатов. Поэтому четыре малых креста вокруг центрального, большой на флагах восточно-христианских государств также стали символизировать соборное единство Православной Церкви, собравшейся вокруг Константинополя. Равносторонний крест, составленный из пяти крестов, стал образом святой иерархии православных людей, во главе которой стоит Сам Господь Бог Иисус Христос.

Подобный крест был и на российских флагах. Когда его начали использовать на Руси неизвестно. Первые свидетельства относятся к 16 веку. Сохранилось описание флагов стрелецких полков — первой русской регулярной армии, созданной в середине XVI века. С двумя флагами, раскрашенными пятиконечными крестами, стрельцы изображены на миниатюре книги об избрании Михаила Федоровича Романова на царство в 1613 году. Уже в XVI веке пятиконечный крест по-русски назывался Иерусалимским тексты. В символическом сознании россиян он, очевидно, был одним из знаков христианского Иерусалима, но не воспринимался как палладий крестоносцев.

Для православных верующих равносторонняя композиция креста связывала изображение с иерусалимскими святынями, завоеванными мусульманами, а также с царским городом Константинополем, который также пал в 1453 году под нападением турок. Москва чувствовала себя преемницей священства этих городов, хранительницей и оплотом православия. Никакого самовозвеличивания в этом не было: в XVI веке Московская Русь оставалась единственным независимым православным государством. Все остальные православные народы исчезли под мусульманским игом и с надеждой смотрели на растущую Московскую империю.

В XVI веке четыре восточных патриарха, сохранившие свои кафедры во время турецкой оккупации, подписали документ об учреждении нового патриархата в Москве. До этого Русская Церковь была митрополией Константинопольского Патриархата. В послании Восточных Патриархов подчеркивается, что учреждение нового Патриархата совершается не по человеческой воле, а для восстановления канонического числа престолов для вселенского православия. Символом этого канонического числа был пятичастный Иерусалимский крест.

Государственные символы России в древности описывались нечасто, поэтому наши знания о них не полны. Но можно сказать с уверенностью: Иерусалимский крест не был редкостью в русской геральдике. Информация о них то и дело появляется в документах. Например, известно, что два иерусалимских флага были переданы Петром I во время поездки в северные провинции архиепископу Архангельскому и что корабли Соловецкого монастыря ходили под флагами с иерусалимскими крестами. Но не только на флагах был изображен Иерусалимский крест. Если вы присмотритесь к какому-нибудь древнему иконостасу, например к новгородской Софии, то с удивлением обнаружите, что большинство крестов, изображенных в орнаментах и ​​на одеждах святых, имеют одинаковую равностороннюю пятичастную иерусалимскую иконографию.

Итак, в заключение можно с уверенностью сказать, что только красный крест простой геометрической формы, который является геральдическим символом католического ордена рыцарей Гроба Господня, не может использоваться православными верующими. Иерусалимский крест любой другой формы – православный.

Предыстория православных крестов

История появления креста как особо божественного и мистического символа восходит к дохристианским временам. Язычники считали его знаком жизни, символом бессмертия. Они верили, что крест обладает мощной творческой силой, на которой построен весь мир. Примечательно, что у древних народов крест играл двойную роль: он был украшением и религиозным атрибутом богов.

Вы удивитесь, но знак креста нарисован даже на груди статуи Будды. И это, на минуточку, за 600 лет до появления христианства!

А вот в Римской империи крест был известным орудием казни, местом позора. По сей день идея спасительной силы креста для христиан сочетается с идеей мученичества за совершенные дела.

Православный крест

В первые века у первых христиан не было общепринятой формы креста. Крест рисовался в свободной форме, часто в виде монограммы имени Христа.

Лишь в четвертом веке, во время правления императора Феодосия, христианство окончательно вытеснило язычество. Крест начинает открыто использоваться в церковной и общественной жизни.

Появление верхней перекладины у креста

Русский православный крест имеет три горизонтальные перекладины, самая нижняя перекладина имеет наклон. Этот крест еще называют восьмиконечным.

Изначально символ креста не был очень распространен в христианстве, поскольку напоминал суровый способ казни. Однако христиане использовали в рукописях символ креста. Лишь с VI века крест стал популярным и стал главным символом христианства.

Верхняя перекладина креста впервые стала изображаться на византийских монетах, начиная с правления императора Юстиниана II, приходившегося на 705-711 годы. На монетах изображался крест с двумя перекладинами: короткой верхней и средней длинной. Этот крест назывался патриаршим крестом.

В будущем из патриаршего креста возникнет восьмиконечный русский православный крест.

Византийская монета VIII века с изображением императора Феодосия Третьего и Патриаршего креста. Византийская монета VIII века с изображением императора Феодосия Третьего и Патриаршего креста.

Значение перекладины

Существует несколько версий о значении верхней перекладины. Самая распространенная напрямую связана с евангельской историей о распятии Иисуса Христа.

Последователи Иисуса видели в нем мессию, спасителя. Образ спасителя в те времена ассоциировался с царским титулом. Считалось, что Мессия обязательно станет новым царем освобожденной Иудеи. Поэтому во время казни Иисуса прокуратор Иудеи Понтий Пилат приказал прибить над крестом табличку с надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».

Пилат повелел прикрепить к кресту табличку с надписью: «ИИСУС НАЗАРЯНЯ – ЦАРЬ ЕВРЕЙСКИЙ».

Иоанна 19:19.

Надпись была сделана на трёх языках: на арамейском — языке местного населения, на древнегреческом — общем языке и на римском — официальном языке Римской империи.

Вариант с тремя надписями на картине Диего Веласкеса. Вариант с тремя надписями на картине Диего Веласкеса.

Варианты надписей

Евангелие от Матфея предлагает другой вариант надписи на табличке: «ЭТО ИИСУС, ЦАРЬ ЕВРЕЙСКИЙ». Евангелие от Марка имеет самую короткую версию: «ЦАРЬ ЕВРЕЙСКИЙ». В Евангелии от Луки сказано просто: «ЭТО ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ».

Наиболее распространен вариант надписи у евангелиста Иоанна Богослова: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Обычно используется как аббревиатура. На латыни аббревиатура выглядит как «INRI». По-гречески это «ИНБИ». На церковнославянском языке – «ИНЦИ». До реформы Никона в России вместо «ИНЦИ» писали «Царь Славы»; сегодня можно найти оба варианта.

Непонятно, почему Понтий Пилат решил написать на доске, что Иисус — Царь Иудейский. Считается, что на табличке было написано имя преступника и совершенное им преступление. Отсюда и объяснение того, что преступление Иисуса заключалось в том, что он считал себя царем иудейским. Возможно также, что Понтий Пилат решил таким образом посмеяться над Иисусом.

Существует также версия, что верхняя и средняя перекладины креста означают светскую и церковную власть византийских императоров. Такая трактовка применима к патриархальному византийскому кресту, а не к классическому православному.

Читайте также: Рассорки на растущую и убывающую луну: список самых эффективных

Значение иерусалимского креста паломника

Сегодня существует довольно много различных трактовок значения этого символа:

  • В самом Иерусалиме принято считать, что пентакли Иерусалимского креста, объединенные в один знак, обозначают раны Христа, которые он получил во время распятия.
  • Также такой символ часто расшифровывают так, что большой крест – это символ Христа, а четыре маленьких – четырех апостолов, которые являются авторами Евангелия.
  • Он также символизирует найденные на Святой Земле христианские реликвии – четыре гвоздя, которыми было прибито тело Иисуса Христа. Кстати, такое восприятие имело место именно во времена крестовых походов.
  • В России было свое изображение Иерусалимского креста и его значение. Он был изображен на рамке Евангелия, которое хранилось в Храме Христа Спасителя в Москве до разрушения храма. Края креста обозначали четыре книги Евангелия. Смысл картины был очень прост. Все, что касается жизни Христа и его пребывания в Иерусалиме, ограничивается этими священными книгами.

Следует также отметить, что несмотря на то, что православное духовенство не опровергает существование такого креста и в принципе принимает его, они все же не рекомендуют носить его как нательный крест. Если так случилось, что вы посетили Святую Землю и купили этот символ, священники рекомендуют хранить его рядом с иконами, стоящими у вас в «красном углу» дома. Крест станет оберегом и памятным элементом вашего путешествия.

Что представляет собой Крест паломника

Большой крест, внутри него еще четыре, но поменьше. Есть несколько интересных версий, почему это выглядит так:

  • Пять крестов символизируют Иисуса из Назарета и четыре раны, полученные Христом при распятии: две на руках и две на ногах.
  • По второй версии Большой Крест — Спаситель, а четыре малых — четыре апостола (евангелиста).
  • Третья версия относится к четырем ранам Спасителя (на обеих руках и ногах), а пятая – на теле Иисуса, которое пронзил римский центурион Лонгин.
  • Самая последняя и самая старая версия — это символ креста, на котором был распят Христос, и четырех гвоздей для распятия.

Герб Иерусалима был символом рыцарско-католического ордена – Гроба Господня Иерусалимского. Он имеет руководящий орган в Ватикане и насчитывает около 30 тысяч членов ордена. В состав организации входили такие известные люди, как Ференц Лист (австрийский композитор), Петр Врангель (русский военачальник, которого в одной из военных рот прозвали «черным бароном»).

Можно ли крестить иерусалимским крестом

Согласно православному вероисповеданию, Иерусалимский крест по форме немного отличается от традиционных восьми- или шестиконечных православных крестов. Поэтому крестить иерусалимским крестом не рекомендуется.

Его можно носить вместе с православными, но не крещеными. Дело в том, что традиционным православным символом веры считается восьми- или шестиконечный крест. Именно они совершают тайный обряд крещения в Православной Церкви. При этом не обязательно покупать крест в церкви, где будет проходить обряд. Достаточно перед обрядом отдать его священнику, чтобы он освятил его.

Но если вам посчастливилось побывать на Святой Земле и стать обладателем Иерусалимского креста или вы купили его своему ребенку, то его можно носить поверх одежды в качестве декоративного элемента. Более того, по древним поверьям, такой элемент может стать надежным оберегом и защитить вас и вашего ребенка от злых духов и всего плохого.

По мнению некоторых священников православной веры, это украшение очень художественно и декоративно. И скорее всего это смесь трёх разных крестов. Хотя это мнение не подтвердилось, оно все еще существует.

Символика православного креста: знак победы или бесчестия?

Ранние христиане, исходя из языческих воззрений, сделали крест главным символом своего мировоззрения. Крест олицетворял идею спасения, возрождения к новой жизни через муки и страдания.

Сначала упор делался на физические аспекты страданий Христа, но позже православные христиане придали распятию более радужное, «победоносное» значение.

Из символа древнеримской казни крест стал знаком триумфа и победы. Ведь без смерти не было бы воскресения Иисуса.

Символика православного креста: знак победы или бесчестия?

Две «руки» на горизонтальной оси креста стали воплощением двух фундаментальных парадигм христианства: с одной стороны, прощения и покаяния, а с другой — возмездия и Божьего наказания.

Крест в церкви

Христиане верят, что женский/мужской крест, как настоящий религиозный символ, защищает и спасает их. Поэтому он следует за ними повсюду. Образ креста занимает центральное место во всех сферах христианской жизни – в церкви, в оборудовании, в быту. Христианин освящает все предметы крестным знамением.

Если присмотреться, то в церкви все сосредоточено вокруг креста. Этот знак лег в основу архитектуры церкви и всех совершаемых таинств. Его можно увидеть на куполах, иконостасах, перстнях, церковной посуде, одежде и других церковных предметах.

Крест за церковной оградой

Крест за церковной оградой

Помимо того, что крест был главным атрибутом священника, он всегда был культовым местом для проведения обрядов. Перед ним возносились молитвы, а у его подножия хоронили умерших. Часто воздвигнутый крест заменял церковь или часовню.

Крест впервые появился на надгробиях умерших еще в Средние века. По сей день не поставить крест на могиле считается у христиан кощунством. В современном мире продолжает жить ассоциация с крестом как символом смерти.

Нательный крест

Золотой наперсный крест занимает главное место в иерархии христианского снаряжения. Без него не обходится ни одна экскурсия или ритуал. Он каждый день рядом: спрятавшись под одеждой, он защищает своего хозяина от зла ​​и искушений. Для христиан не так важна внешняя красота креста, как его религиозное значение. Поэтому при выборе женского или мужского креста декор играет второстепенную роль.

Детский крестик

Глубоко верующие люди ставят на новорожденного в первые месяцы жизни детский крестик. Считается, что во время этого таинства маленький человек рождается для новой христианской жизни и получает ангела-хранителя.

Традиционный православный крест шести- или восьмиконечный, как и латинский четырехконечный.

А вот для нерелигиозных людей крест с бриллиантами – это обычная ювелирная подвеска, которую щедро украшают различными украшениями и носят поверх одежды вместе с другими аксессуарами.

Крест Лалибелы

Лалибела Крест

Лалибела – небольшой городок в Эфиопии, ставший известным во всем мире своими каменными церквями. Каждый храм в городе высечен из монолитной скалы и находится ниже уровня земли. Это не просто место молитвы, это целое произведение искусства. Храмы украшены крестами, фресками и даже исламскими узорами.

Самой почитаемой реликвией в эфиопской церкви был крест Лалибелы, хранящийся в самом большом каменном храме. На вершине храма находится нимб в форме подковы с крестом и 12 лучами. Они представляют Иисуса и его 12 учеников.

В Эфиопии кресту Лалибелы также приписывают уникальные целебные свойства. Священник возлагает крест на тело верующего, чтобы благословить и исцелить от болезней.

Кельтский крест

Кельтский крест

Место и время появления: Ирландия, VIII век. По преданию, святой Патрик, благословивший Ирландию, соединил символ креста с первым языческим символом солнца, чтобы показать вечность Спасителя.

Хризма

Миро

Один из первых скрытых символов христианства. Представлен в виде монограммы имени Христа и состоит из первых двух букв его имени. Именно этот знак носили первые христиане в Риме вместо образа Христа. Последний считался символом мученичества в течение первых трех столетий, а его последователи подвергались гонениям.

Иногда к миру добавляли буквы «альфа» и «омега», так называемые символы вечности.

Т-образный крест («антониевский»)

Антоньевский

Он был широко распространен в Египте, а также в африканских провинциях Римской империи. Такие кресты с горизонтальной перекладиной на вертикальной колонне использовались для распятия преступников.

Т-образный крест еще называют «крестом Святого Антония» — в честь одного из основателей монашества в Египте в четвертом веке.

Андреевский крест

Андреевский крест

По преданию, именно на этом кресте в форме буквы «Х» (с четырьмя концами) был распят один из 12 учеников Иисуса, апостол Андрей Первозванный.

Этот тип креста наиболее распространен в России и странах Причерноморья, где состоялся миссионерский путь апостола Андрея.

Андреевский крест изображен на государственной символике Шотландии, а также на флаге ВМФ России.

Крест Константина

Крест Константина

Монограмма образована сочетанием первых греческих букв имени Христа — Х (хи) и Р (ро). Известен как знак победы и спасения.

Первые свидетельства появления «Монограммы Христа» относятся к середине III века. По одной из легенд, крест приснился императору Константину в ночь перед важным сражением и предсказал ему победу. Вдохновленный таинственным видением, он сделал монограмму своей эмблемой и важнейшим военным знаком армии.

Константин стал первым римским императором, официально разрешившим исповедовать христианство. Прихожан больше не преследовали, а монограмма Христа стала первым широко принятым символом христианства.

Крест монограммный «доконстантиновский»

Вензельный крест «Доконстантиновский»

Состоит из крестового соединения двух греческих букв «И» (иот) и «Х» (хи), с которых начинается имя Христа. Две перекладины образуют букву «Х» с вертикальной линией посередине.

С IV века крест стал терять свой символический цвет и приблизился к своей настоящей форме, напоминающей букву «И» или «Х».

Крест-монограмма «посох пастыря»

Крест монограммный

В этом кресте отражена старая легенда о Моисее. Как сказано в Ветхом Завете, Господь дал посоху Моисея пастырскую власть.

Буква Х (первая буква имени Христа) пересекает нижнюю часть посоха и образует монограмму Спасителя.

Императоры наградили епископов Византии «пастырским посохом.

Крест монограммный «трезубец»

Монограммный крест

В раннем христианстве трезубец, которым ловили рыбу, считался олицетворением Царства Божия на земле.

Монограмма трезубца означала принятие таинства крещения. Трезубец символически означал «уловку» в сети Царства Небесного.

Крест круглый «солнцеобразный»

Круглый крест «солнце

В четвертом веке монограмма Константина несколько изменилась: к ней добавилась буква «И» в виде поперечной линии. Так был создан крест в форме солнца, где соединились три буквы — «Я» — Иисус и «ХР» — Христос. Крест символизирует Бога, который есть солнце, освещающее путь человека к праведной жизни.

«Папский крест»

«Папский крест»

Его еще называют тройным крестом. Это латинский крест с тремя горизонтальными колоннами, каждая из верхних короче предыдущей. Используется в епископах и папских службах. Три перекладины символизируют власть Папы как верховного пастыря, представителя Бога на земле, а также Древо Жизни.

Четырехконечный или латинский крест («immissa»)

Четырехконечный или латинский крест («иммисса»)

Нижняя часть такого креста длиннее остальных, а вертикальная часть самая короткая.

Эта форма креста является прообразом человеческого тела с раскинутыми руками. Задолго до христианства в Греции и Китае этот знак символизировал Бога.

Первые изображения латинского креста можно найти в римских катакомбах четвертого века. Считалось, что именно на этом кресте был распят Иисус. Поэтому латинский крест известен еще как «крест распятия» и «крест страстей Господних».

Крест четвероконечный «каплевидный»

Четырехконечный «каплевидный» крест

Эта форма креста была самой популярной в раннехристианскую эпоху. Символика креста связана с историей казни Иисуса. Его каплевидная форма представляет собой капли крови Иисуса, пролитой за человеческие грехи.

Греческое Евангелие II века начинается с изображения креста в форме капли.

Крест шестиконечный «Русский православный»

Шестиконечный крест

Согласно церковным канонам, шестиконечная форма креста является прообразом нашей Вселенной. Шесть его концов означают шесть дней после сотворения мира.

У подножия креста находится короткая перекладина, расположенная по диагонали. Для каждого человека оно служит мерой, «шкалой» его праведности. Оно тянет одного человека вниз под бременем грехов; второй – после покаяния он возносится в Царство Небесное.

Семиконечный крест

Семиконечный крест

Крест имеет одну верхнюю перекладину и одну ножку (под углом). Наиболее распространен на куполах русских церквей. Подножие креста символически указывает на мученическую смерть Иисуса перед людьми.

Крест осьмиконечный православный

Православный восьмиугольный крест

Это крест с тремя перекладинами, получивший распространение в 14 веке. По преданию, к верхней перекладине креста был прибит свиток с надписью на трёх языках (иврите, греческом и латыни). Оригинальный свиток якобы обнаружила мать императора Константина.

Патриарший крест или на Западе «лоренский»

Патриарший крест или «Лоренский»

Древний символ православной церкви, впервые появившийся в Греции. Верхняя перекладина представляет собой табличку для надписи «Иисус Христос, Царь Иудейский», изготовленную по заказу Понтия Пилата. Часто используется в папских процессиях.

Крест круглый «нахлебный»

Вокруг «свободных» развязок

По старинному обычаю христиане разрезали испеченный хлеб в форме креста. Этот символический акт заставил крест, разделяющий целое на части, объединить тех, кто его использовал.

Во время Вечери Господней хлеб символизировал тело Христа, распятого за человеческие грехи. Сам круг также изображался как знак вечности Царства Божия.

Крест катакомбный или «знамение победы»

Катакомбный крест или «знак победы»

Как орудие казни у римлян крест при императоре Константине стал знаком победы. Он символизирует победу христианства над язычеством и почитается на самом высоком уровне.

Крест скреплял важные контракты, а также использовался как подпись, достойная самого высокого доверия. Решения соборов подписывались изображением креста.

Крест «терновый венец»

Крест «Терновый венец»

Крест имеет восьмиконечную форму, вторая перекладина окружена кругом с заостренными краями. «Шиповой» круг символизирует терновый венец, который носил Иисус перед казнью.

В христианстве терновый венец является символом мученичества и страданий. Но не только. В Новом Завете терновый венец трактуется уже менее трагично. Он становится символом победы Иисуса над злом и упоминается в связи с «венцом справедливости», «венцом жизни».

Крест «лепестковый»

Лепестковый крест

Четырехконечный крест, концы которого имеют форму лепестков, а центр похож на сердцевину цветка. Эта древняя форма креста появилась в Византии и считается исконно православной. Именно этот крест был установлен при крещении Руси. Крест-лепесток из-за плавного округлого очертания носили преимущественно женщины.

Крест «Лепесток» широко распространен в православном церковном искусстве.

Крест «виселицеобразный» (крест potent)

Крест «Виселица» (мощный крест)

Равносторонний крест с четырьмя короткими засечками на концах. Основу креста составляют две прямоугольные перекладины, пересекающие друг друга под прямым углом. Является почетной геральдической фигурой. Особенно часто его используют при украшении храмов, церковного инвентаря и священных одежд.

Крест «виноградная лоза»

Крест

Крест, у подножия которого вьются вверх два стебля с листьями и виноградинами. Изображение виноградных побегов было широко распространено в первые века христианства. Лоза представляла Христа как источник жизни. «Я — виноградная лоза, и Отец Мой — земледелец», — называл себя Христос.

Греческий крест

Греческий крест

У такого креста все четыре конца имеют одинаковую длину, поэтому его еще называют «подобным». Самая распространенная форма креста у дохристианских народов. Используется в разных значениях: как бог солнца, дождя, как символ 4-х основных стихий мироздания (воздуха, земли, огня, воды).

Крест обязан своим названием греческому алфавиту. Четыре буквы гаммы, расположенные по углам друг друга, образуют крест.

В раннем христианстве греческий крест символизировал Иисуса.

Крест «трилистниковый»

Крест-трилистник

Крест с полукруглыми концами в виде листьев, иногда с набалдашниками. Крест «трилистник» символизирует Троицу, а также используется для обозначения воскресения Иисуса. Это главный напрестольный крест в русском православии. Встречается на государственной символике многих городов (например, на гербах Чернигова, Троицка, Ахтырки).

Крест карточный «трилистник»

Карточный крестик

Изображается в виде четырехкарточных мастей. По мнению христиан, «игральные карты» отдаляют человека от Бога. Посредством этой игры опьяненный азартом человек вступает в контакт с демонами. Все четыре карточные «масти» предполагают крест Христа, ставший местом страданий и смерти.

Крест накупольный с полумесяцем

Куполообразный крест с полумесяцем

У подножия креста вместо перекладины — полумесяц. Последний трактуется по-разному: как чаща, где находится тело Христа; как церковный корабль; как якорь надежды на спасение. Христиане верили, что только церковный корабль сможет доставить их в тихую гавань вечной жизни.

Есть и противоположные толкования: серп луны подобен змее под ногами Христа.

Крест «мальтийский»

Мальтийский крест

Это восьмиконечный крест с раздвоенными концами. Каждый конец представляет одну из восьми добродетелей праведника в загробной жизни.

Белый крест на черном фоне был отличительным знаком членов Мальтийского ордена.

Покрытый золотой эмалью крест сначала крепился на четки, затем его носили на шее и в петлицах. С 18 века рыцари высшего сословия носили большие кресты. По сей день мальтийский крест появляется на некоторых рыцарских орденах Великобритании.

Крест «просфорный-константиновский»

Крест «Просфора-Константиновский»

В четырех углах креста расположены греческие буквы, которые вместе образуют надпись «IC. ХР. НИКА», что означает «Иисус Христос – победитель».

Издревле христиане печатали на просфорах изображение креста с этими победными словами. Печать «Просфора» означала спасение грешников. Это должно было напомнить им о великой цене, которую заплатил Иисус за искупление грехов человечества.

Крест старопечатный «плетеный»

Старинный печатный «плетеный» крест

Крест выполнен в виде плетения, которое широко использовалось в древнехристианской резьбе и мозаике.

Различные элементы плетения украшают всю поверхность креста. Тканые узоры также были популярным украшением старопечатных книг.

Крест гамматический

Гамма-крест

Состоит из греческой буквы «гамма», отсюда и название. Впервые он был найден в римских катакомбах. Одна из древнейших форм креста в России. Такой крест изображается на многих церковных предметах, в мозаиках и орнаментах соборов.

Крест «распятие»

Крест «Распятие»

Четырехконечный крест с прибитой фигурой Иисуса. У подножия креста находится перекладина для ног Христа.

Первые изображения распятого Иисуса относятся к VI веку. Первоначально такие кресты щедро украшались камнями. Они символизировали победу добра над злом. До 9 века Иисуса изображали живым и в длинной одежде. Лишь в 9 веке появились первые изображения умершего Христа.

В православной традиции Иисус воскресает при распятии с распростёртыми руками. Он словно охватывает весь мир. У католиков все наоборот – Христос изображен с свисающими руками и с ранами от гвоздей, чтобы подчеркнуть его физические страдания. Католики держат распятия у себя дома, в больницах и даже в общественных зданиях.

Крест Голгофы

Голгофский крест

Также известен как крест «восхождения»/«нисхождения». Это латинский крест, у подножия которого в виде лестницы изображены три важнейшие христианские добродетели: Вера (вверху), Надежда, Милосердие.

Считается одним из самых лаконичных крестов, так как состоит из двух пересекающихся перекладин, без распятия.

Существует также православный вариант этого креста, имеющий более сложную символику.

У подножия православного креста надписи: «МЛРБ» (лобное место распятия), «ГГ» — гора Голгофа (место погребения Адама и распятия Иисуса), «ГА» — глава Адама. По христианской версии, тело казненного Иисуса оказалось прямо над прахом Адама. Кровь Спасителя пролилась на останки первого человека, искупив его первородный грех.

Оцените статью
Блог о ритуальных услугах
Adblock
detector