Древние греки и римляне
История символа начинается в древности. Даже у греков лирика отождествляла сердце с любовью. Среди самых ранних греческих примеров, дошедших до нас, — произведения поэтессы Сафо, писавшей о «безумном сердце», трепещущем от любви. Она жила в VII веке до нашей эры на острове Лесбос в окружении студенток, для которых писала страстные стихи. К сожалению, до нас дошли только фрагменты.
Греческие философы также считали, что сердце связано с самыми сильными человеческими эмоциями, в том числе и с любовью. Платон утверждал, что она играет фундаментальную роль в любви и таких негативных эмоциях, как страх, гнев, ярость и боль.
И римляне нисколько не сомневались в этой связи. Венера, богиня любви, была наделена способностью разжигать страсть в сердцах мужчин с помощью стрел своего сына Купидона.
Семена укропа
В древнем римском городе Кирена, недалеко от современного Шаххата в Ливии, была обнаружена монета с изображением сердца. Находка датируется 510-490 гг э., это древнейшее известное изображение сердца. Однако символ означал совсем иное, чем сейчас. На монете изображено семя растения сильфий, гигантского укропа, ныне вымершего. Но возникает вопрос: зачем кому-то чеканить монеты с изображением семени? Дело в том, что сильфий был известен своими противозачаточными свойствами, и древние ливийцы богатели на его экспорте. Пользу растения хотели увековечить, и изобразили ее на монетах.
Анатомическая ошибка
У древних римлян было странное, хотя и ошибочное, убеждение: они считали, что от безымянного пальца к сердцу проходит артерия. Ее называли веной Амори. Поэтому во время бракосочетания кольцо стали надевать на безымянный палец.
Несмотря на ошибочность предположения, недоразумение сохранялось. В средневековом Солсбери, Англия, жених должен был надеть кольцо на палец невесты из-за этой вены.
Средневековье
В XII и XIII веках сердце нашло свое место при феодальных дворах Европы. Менестрели всей Франции воспевали любовь, обещая отдать свое сердце любимой.
Невероятная популярность таких песен и стихов, зародившаяся во Франции, быстро распространилась и вскоре достигла Испании, Португалии, Италии, Германии, Венгрии и Скандинавии. И каждая из этих стран создала свои вариации на древнюю тему. Благодаря этим песням любовь заняла свое место не только в литературе, но и стала важной социальной ценностью, неотъемлемой частью человеческого существования. Страдания из-за любви приобрели возвышенный статус и прочно укоренились в европейском сознании.
Первое нарисованное сердце
В 1344 году появилось первое известное изображение сердца, конечно, не человеческого органа, а канонического символа. Это видно на самой первой картинке в этой статье. Это была иллюстрация во французской книге Ламбертома ле Тора о пикардийском диалекте «Роман об Александре». Эта книга, украшенная невероятным количеством рисунков, считается самой большой средневековой книжкой с картинками.
Сцена сердца украшена листьями, птицами и другими узорами, характерными для французской и фламандской живописи. Слева можно увидеть женщину, держащую сердце, которое, как говорят, она получила от мужчины, стоящего перед ней. Она принимает подарок, и он касается своей груди, указывая на место, где было вырвано сердце. После этой иллюстрации во Франции произошел настоящий бум изображений этого символа.
Популярность символа
В течение XV века образ сердца распространился по Европе, принимая разные, порой неожиданные формы. Символ появился на предметах роскоши, таких как броши и подвески. Сердце также появлялось на гербах, игральных картах, палатах, деревянных сундуках, героях-мечах, могилах, гравюрах и различных книжных рисунках. При этом символ не всегда был связан только с любовью.
Француз Пьер Сала также внес свой вклад в историю развития сердца как символа любви. Его книга «Эмблемы и девизы любви», подготовленная в Лионе около 1500 года, включала 12 стихотворений и иллюстраций, посвященных этому чувству. Работа посвящена Маргарите Бульюд. Пьер был влюблен в нее, хотя женщина была замужем. Крошечная книга, которая могла поместиться на ладони, она была полна изображений ангелов и сердечек.
Читайте также: Наказать обидчика: заговор сильный
Происхождение Дня святого Валентина
Хотя некоторые люди считают, что День святого Валентина — это творение современной индустрии поздравительных открыток, его история гораздо старше. На самом деле оно появилось настолько давно, что сейчас неясно, в чем была причина. День святого Валентина был добавлен в католический календарь Папой Геласием в 496 году и отмечается 14 февраля, как и сегодня. Хотя существовали разные теории относительно того, почему День святого Валентина стал ассоциироваться с любовью, эта тенденция, скорее всего, зародилась в позднем средневековье в контексте растущей популярности любовной тематики.
Начало празднования Дня святого Валентина
К середине 17 века в Англии стало обычным праздновать День святого Валентина для тех, кто мог себе это позволить. Богатые мужчины участвовали в своеобразной лотерее. Они писали женские имена, а затем наугад рисовали их. Каждый должен был сделать подарок доставшейся ему даме. Самые ранние английские, французские и американские валентинки состояли из нескольких стихотворных строк, написанных от руки на листе бумаги, но со временем дарители стали украшать их рисунками и картинами. Послание сложили, запечатали воском и оставили на пороге дома, где жила женщина.
Первые валентинки ручной работы появились в Англии в конце 18 века. Их можно было напечатать на бумаге, выгравировать на металле, выжечь на дереве или иногда раскрасить вручную. Все они были украшены традиционными символами любви – цветами, сердечками, амурами, птицами, а также на них уже была нанесена простая поэтическая надпись. Благодаря промышленной революции массовое производство валентинок вытеснило разнообразие валентинок ручной работы в Англии и США.
Любовь к городу
В 1977 году символ сердца претерпел новую трансформацию. Это связано с созданием логотипа «Я люблю Нью-Йорк». Власти таким образом хотели поднять моральный дух в городе. В это время Нью-Йорк находился в кризисе. На улицах накапливались горы мусора, уровень преступности рос, а правительство оказалось на грани банкротства. Графический дизайнер Милтон Глейзер, нанятый для создания образа, который будет способствовать развитию туризма, создал знаменитый логотип, показанный ниже. С созданием этого образа символика образа сердца расширилась, став глубже обычной романтической любви.
Сердце стало глаголом. И теперь оно может обозначать связь человека с любым другим человеком, местом или вещью.
Двадцать два года спустя появилась новая графическая форма, которая покорила Интернет. В 1999 году японский провайдер NTT DoCoMo выпустил первые смайлы для мобильной связи. В исходном наборе из 176 символов пять были связаны с сердцем. Они были разными по цвету и количеству.
Символ сердца невероятно популярен и сегодня, и до сих пор сохраняет свое первоначальное значение, связанное с любовью.
Черное сердце Сатаны: Новое время
В новое время сердце становится частым героем мистических эмблематических образов. Одним из первых, кто превратил сердце в мистическую аллегорию в этот период, был фламандский гравер Антон Вирье. Около 1585 года он опубликовал книгу «Сердце, посвященное любящему Иисусу», состоящую из серии эмблем с 15 метафорическими изображениями сердца. В них мы видим развитие средневековых представлений о тайне сердца – младенец Иисус стоит внутри сердца верующего и играет на арфе, открывает дверь сердца, восседает в нем на престоле, читает, спит, позволяет кровь в сердце из ран его, как фонтан, вносит орудия распятия, освещает его фонарем, пускает в сердце огненные стрелы, а ангелы украшают орган венцом и защищают его от нападений диавола.
В результате Спаситель становится единым целым с этим сердцем. Другими словами, Христос очищает душу верующего человека от греха и зажигает в ней божественную любовь. Эти эмблемы, заставляющие задуматься о чистоте своих стремлений и иносказательно объясняющие Священное Писание, пользовались чрезвычайной популярностью в течение следующих двух столетий и многократно копировались.
Еще одним произведением, использовавшим форму сердца для создания символических аллегорий, стал двухтомный труд немецкого богослова Даниэля Крамера «Священные эмблемы», состоящий почти из сотни изображений сердца и опубликованный в 1617 году. Что происходит с сердцем – символ, который, в свою очередь, олицетворяет человеческую душу. В первой части по лежащему на наковальне органу ударяют молотом, его поливают водой, сжигают на костре, и все же сердце пытается подняться на крыльях над черепом со змеей внутри (отсылка к Адам и Ева, потерявшие бессмертие из-за дьявола в образе змея). Сердце разрезают, распинают, связывают цепью и кладут в печь.
Он тонет, на него нападают птицы и демоны, его используют как приманку для рыбы, на нем пишут имя Иисуса, его атакуют стрелами, его взвешивают на весах. Во второй части сердечки становятся клубнями и розами, из них вырастают лилии, яблоня или подсолнух, сердце отправляется на заклание как жертвенное животное, протыкается лопатой, на нем вырастают глаза, из него извлекают виноград, соединен с другим сердцем обручальным кольцом, а петух сидит на аорте. Все эти эмблемы по-разному рассказывали об истории спасения, к которому стремится каждый. Изображения предупреждали, что человек на пути в рай сталкивается с кознями дьявола и различными пороками. А такими необычными они были потому, что автор постарался буквально визуализировать библейские изречения о сердце.
В произведении итальянского врача и писателя Франческо Пона Кордиоморфозеос sive ex corde desumpta Emblemata Sacra, написанном в 1645 году, сердце вмещает в себя земной шар, вырастает ноги и множество глаз, становится холстом, часами, в том числе и песочными. Выступает местом встречи смерти и души, дьявола и человека. Действуя как замок Христа, защищая от армии сатаны, он также перегоняется в алхимической печи и парит среди семи планет. Таким образом, сердце окончательно становится символом души человека, а вместе с тем и всей его деятельности, слабостей и достоинств.
В трактате немецкого богослова Пауля Кейма «Яркое и сияющее зеркало сердца», опубликованном в 1680 году, сердце становится местом сражений добра и зла. Противоборствующие силы по-разному действуют на место эмоций: в то время как слово Божие поддерживает подножье сердца, диавол стимулирует рост своей руки, и она тотчас же срывает плод с запретного райского дерева.
Ангел с помощью мехов вкачивает божественный логотип в правое ухо, а демон вкачивает греховные мысли в левое ухо. В других эмблемах правая сторона сердца находится под влиянием сияния Святого Духа, а левая — сумрачного света луны, олицетворяющей природу; ангел трубит в трубу веры справа, а сатана плюет ложь слева. В результате образуются светлые и темные сердца. Последний, наполненный демоном, с олицетворением ада и змеей внутри, с завязанными глазами – символ невежества грешного человека. В этой диссертации образ черного сердца появляется в мировом искусстве впервые.
Вершиной идеи сердца как поля битвы является работа немецкого филантропа Иоганна Госснера «Сердце человека: либо храм Божий, либо обитель дьявола», изданная в Берлине в 1812 году. Используя старые коллекции эмблем, Госснер создает свою версию Войны Бога с дьяволом за человеческую душу. В сердце доброго человека изображаются самые христианские знаки – Вифлеемская звезда, всевидящее око Божие, церковь, рыба и хлеб (символы чудес Христовых), а также сам распятый Спаситель. Вокруг бесы и злые люди, пытающиеся обмануть праведников. В сердце грешника правит дьявол в окружении своих подданных, то есть воплощение грехов: павлин олицетворяет гордость, змея — зависть, жаба — жадность, черепаха — лень, козел — похоть, свинья — обжорство, а пантера – гнев.
Трактат становится настолько популярным, что его переводят на английский язык, изображения попадают в старообрядческие рукописи на Руси и даже на стеклянные иконы в Румынии.
В новое время сердце оказалось настолько обширным символом, что стало появляться буквально повсюду – в богословских сборниках и трактатах по астрологии и алхимии, на игральных картах и картах Таро, в загадках и эмблемах. Заимствовав из Средневековья все самые необычные смыслы, оно стало воплощением души, страданий Христа, рая и ада, спасения на небесах и грехопадения и, конечно же, любви.
Существующий по сей день благодаря распространению христианских текстов, сегодня символ сердца почти утратил свое религиозное значение, но трансформировался в символ жизни (ЖП) в видеоиграх, отражающий древние медицинские знания и возвышение сердца как символ будущей жизни в средние века. Романтические праздники и свидания, свадебный декор и дружеская переписка немыслимы без сердечек. Это значит, что древний символ сердца адаптировался к современной культуре и не собирается уходить на покой.