Почему не надо верить в приметы

Приметы

Что же такое суеверие и примета?

Само слово «суеверие» означает тщетную веру; вера пуста и напрасна, сиюминутна; вера в сверхъестественное. Этот термин происходит от двух слов: «судиться» — т.е напрасно и «вера». Из этого выходит — напрасная, или пустая вера.
Признаком чего-либо является событие или явление, предшествующее событию.

Например, когда это случилось впервые, человеку это не понравилось. И каждый раз, когда ситуация была похожей или повторялась точно так же, человек тут же вспоминал, что уже было. Так что были разные суеверия. Самая известная примета – суеверие о том, что дорогу перейдет черная кошка и случится несчастье. Кошка никак не может повлиять на счастье или несчастье.

На самом деле существует большое количество различных примет и суеверий, начиная от примет о кошках, насекомых, дороге, деньгах, различных вещах и так далее, заканчивая религией.

Некоторые люди думают, что суеверие — это религия, основанная на пустой вере. На мой взгляд, суеверие нельзя назвать религией. Потому что религия — это основа, основа. Суеверие не имеет под собой оснований. Они происходят из древнего мира, из мира язычества. В нашем мире это стало оружием дьявола против нас.

Чем опасны суеверия

Человек устроен так, что ему всегда нужна вера во что-то высшее, душе нужна вера. Суеверие, конечно, помогает удовлетворить эту потребность, оно только создает иллюзию компенсации настоящей веры.

Как упоминалось выше, оружие дьявола — это суеверие. Они парализуют судьбы многих тысяч людей, помимо того, что наносят тяжкие душевные раны. Кроме того, суеверия, как цепочка, потянут одного человека, этого человека другого и так далее по цепочке.

Пт 13

Многие верующие, несмотря на осознание опасности этой практики, не останавливаются. Они не замечают, что служат не Богу, а силам зла и противоречат сами себе.

Кто верит в приметы

Вера в приметы или суеверия отравляет жизнь человека. Их объединяет чувство страха и бессилия перед судьбой. Люди живут в мире, наблюдают за событиями, делают выводы. И захвачены они причинно-следственными совпадениями, необъяснимыми закономерностями, иногда до откровенного бреда.

Можно легко сказать: люди, которые не верят в Бога, верят в чепуху. И объявить победителем мы, православные, в приметы не верим. Только это не так. Тщетная вера не имеет ничего общего со Христом. Простые знамения не редкость среди христиан.

Верят ли в приметы православные

Еще святитель Иоанн Златоуст предупреждал: «Тот, кто выходит из дома, встречает кривого или хромого человека и понимает это как предостережение, тот думает о деле сатаны, потому что не встреча с человеком портит день, а греховная жизнь».

Ведь это проще. Не мои грехи мешают спасению, а то, что мой свет не передавался так. Я не молился утром. Но день не удался из-за бедного черного котенка на дороге. Мы сами разбавляем нашу веру тщеславием.

Когда мы не идем к преображенному Господу. А за освещенными яблоками. Мы стремимся к великой Агиасме. Но мы забываем живую воду Евангелия. Мы наделяем скорлупу красных яиц магической силой и оскверняем воскресение Христово. Потому что воскресенье для нас не маленькая Пасха.

Есть ли опасность в суетной вере

жить в мире воображаемых опасностей неудобно. В результате появляются выдуманные средства защиты: подковы, красные нити. Мы еще больше запутаемся, и отдадимся во власть темных сил. Они добились своего. Мы уже не христиане, а язычники.

Только Господь есть оружие против диавола — Он дал нам Свой крест. А также «власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Луки 10:19).

А мы боимся кошек и ведер. Помоги нам, Господи, правильно расставить приоритеты!

Суеверие помогает избегать ответственности

Вера в приметы и прочие мелкие «приметы» мироздания, с одной стороны, помогает человеку упростить восприятие окружающего мира, а с другой — освободить от ответственности за собственную жизнь, считает психолог «Теледоктор24» Регина Овсепян.

«Суеверия — это модели поведения, связанные с народными верованиями, представлениями о мироустройстве, — говорит она. Суеверия помогают сделать мир проще и понятнее. Если человек считает себя песчинкой во вселенной, суеверия помогают избегать ответственности, работать над собой, ведь все известно заранее. Иными словами, перекладывает ответственность за происходящее на высшие силы».

Страх — это базовое и инстинктивное чувство у живого существа, а в неуверенности активизируется чувство страха, — объясняет психолог. Суеверия, передающиеся из поколения в поколение, помогают защититься от неуверенности. По словам Регины Овсепян, вера в приметы может в некоторых случаях даже продлить человеку жизнь. Это связано с тем, что суеверные люди, как правило, не любят рисковать и все тщательно взвешивают. «Приметы заставляют людей быть более осторожными, тщательно оценивать свои действия и более спокойно относиться к вероятности возможной неудачи. Кроме того, человек ограждает себя от стресса и чувства вины за неудовлетворительный результат, — отмечает Овсепян.

«Отец психоанализа» Зигмунд Фрейд представил свою версию истинной природы суеверия, вспоминает психолог Анна Ильина. «Он истолковывал их суеверия как результат проекции, то есть переноса человеком извне бессознательных мотивов его поведения. Когда он смутно ощущает внутреннее состояние своих поступков, но не находит им удовлетворительного объяснения , суеверный человек, подобно параноику, начинает размещать источник суеверия во внешнем мире», — говорит психолог.

Чтобы лучше понять, что такое суеверие, давайте заглянем в словарь. Толковый словарь Ожегова дает следующее определение: «Суеверие есть вера во что-то сверхъестественное, таинственное, в приметы, в приметы. Словарь Ушакова определяет суеверие как «религиозный предрассудок, возникший на основе примитивных представлений о силах природы». С церковнославянского «суеверие» дословно переводится как «напрасный, напрасный, то есть ложная вера» (сочетание слов сꙋи («пустой, напрасный») и вѣрїе («вера, суета»).

«Пока существует религия, будут существовать и суеверия», — убеждена Анна Ильина. — Приметы являются частью народных верований, которые берут свое начало от языческих верований. Тогда люди понятия не имели о карте мира, они верили тому, что видели. Если долго не было дождя и была засуха, то как-то пытались вызвать дождь. И если после принесения в жертву козла появлялся дождь, люди начинали в него верить».

Бегство от ответственности, игры мозга или психическое заболевание: что значит вера в приметы?

Есть ли у женщин «ген суеверности»?

Как отмечает Ильина, вера в приметы воспитывается в нас с раннего детства — будь то сказка про веретено, которое «кусает в бок», если вовремя не лечь спать, или Дед Мороз, в котором почти все дети верят безоговорочно, и родители со всего мира всеми силами поддерживают эту веру. С одной стороны, в ребенке таким образом убивают логику, а с другой — оставляют место для чуда в его жизни, считает психолог.

Интересно и то, что одни и те же знаки в разных странах могут иметь совершенно противоположное значение. «У каждого народа есть свои суеверия. Например, в нашей стране, если дорогу перешла черная кошка, это плохо. А в Англии – наоборот, к счастью. В Японии девушка может быстрее выйти замуж за черного кота. Таких примеров много. Более суеверны люди именно те, кто живет по традициям предков, мало знакомы с современным миром. У них сохранились обычаи, суеверия, традиции, и, как правило, именно они верят в это гораздо больше, чем человек, живущий в городе, — говорит психолог.

Ильина соглашается с Региной Овсепян и подчеркивает, что в основе веры в суеверия лежит страх перед неизвестным. Вот почему большинство людей акцентируют свое внимание на дурных предзнаменованиях.

«Мы не знаем своего будущего, но боимся, что может случиться что-то плохое. Мы боимся потерять кого-то или зону комфорта, в которой мы сейчас находимся. Вот почему мы хотим плюнуть через плечо, когда набежит кошка, не хотим ходить по дому в новой обуви, чтобы все родные были живы и здоровы. Многие психологические исследования показали, что у людей, переживших травматическое детство, во взрослом возрасте все ситуации представляются в негативном свете. В связи с этим такие люди будут верить в суеверия, это как-то помогает им сохранять равновесие в зоне комфорта. Если ситуация выходит из-под контроля, это очень напрягает, — объясняет Ильина.

Исследования показывают, что именно женщины чаще всего подвергаются жестокому обращению в детстве. По мнению Анны Ильиной, именно здесь кроется ответ на вопрос, почему женщины более суеверны, чем мужчины.

«Керри Ресслер, доктор медицинских наук, профессор психиатрии из США, обнаружил в своих исследованиях, что особый ген CRHR1 помогает мужчинам регулировать уровень стресса. Но на женщин он не влияет. Следовательно, даже в незначительной ситуации женщина будет остро реагируют на ситуацию с выбросом кортизола в организме.Другой исследователь из США Маргарет Маккарти обнаружила большую разницу в росте нервных клеток у мужчин и женщин.При выбросе кортизола рост клеток замедляется у женщин и мозг запоминает этот стресс, так как новые клетки его не вытесняют. Получается, что женщины от природы более тревожны, а тревожные люди стараются все контролировать», — объясняет психолог.

Социолог, генеральный директор Агентства перспективных научных исследований Александр Ткачев также считает, что склонность женщин верить в приметы объясняется прежде всего генетически. Но есть, по его мнению, исторические предпосылки этого явления.

«Во-первых, физиологически женщины легче чувствуют тревогу, опасность. Во-вторых, история подтверждает тезис о том, что в основном женщины окружали себя магическими ритуалами, а мужчины менее охотно в них верили суеверия и приметы.В 2010 году исследователи Кёльнского университета в Германии выдвинули гипотезу о том, что существует «суеверие», которое мы унаследовали от наших менее рациональных предков.Но это только предположение, точно неизвестно.Научные исследования в этой связь еще не столь активна в силу того, что наука руководствуется рациональным принципом, тем, что поддается проверке, отмечает Ткачев.

Вера в приметы как признак психического расстройства

По словам Анны Ильиной, чрезмерное стремление соблюдать приметы и привычка постоянно следовать определенным ритуалам могут свидетельствовать даже о наличии параноидного синдрома.

«Это свойственно всем людям с параноидным расстройством личности, а также тревожным личностям, страдающим фобиями, ПТСР (посттравматическим стрессовым расстройством — ред.), паническими атаками, обсессивно-компульсивными расстройствами», — говорит Ильина. Если рассмотреть ситуацию с нейропсихологической точки зрения и просканировать мозг человека, то мы увидим, что в момент, когда он испытывает тревогу, в мозгу активно работают три отдела.

«Нижняя часть лобной коры, сразу за глазами, связана с процессом обнаружения ошибок. Результаты сканирования показывают, что чем больше человек одержим идеей, тем более активна нижняя часть лобной доли. Когда эта область коры активирует «чувство ошибки», она посылает сигнал в поясную извилину (более глубокую кору). Активация поясной извилины вызывает чувство невыносимой тревоги, ощущение, что произойдет что-то плохое, если ошибка не будет исправлена. Затем кора посылает сигнал в желудочно-кишечный тракт и сердце, затем появляются физические ощущения, которые мы связываем с ужасом.

Хвостатое ядро ​​(расположенное в центральной части мозга, позволяющее переходить от одной мысли к другой) не переключается, а нижняя лобная кора и поясная извилина продолжают посылать сигнал тревоги. Когда мы не страдаем от серьезного расстройства, тревога по-прежнему мешает нам мыслить рационально. Точнее, в нашем мозгу не выработалась новая нейронная связь, и поэтому, чтобы избежать беспокойства, мы начинаем верить во всевозможные суеверия, ведь именно благодаря им наше хвостатое ядро ​​переключает сигналы тревоги», — поясняет Анна Ильина.

Психолог Александр Коридзе дает биологическое обоснование веры в приметы. «Вера в приметы восходит к незапамятным временам, когда человечество только появилось. Причина этого в том, что для выживания вида человеку жизненно необходимо установить причинно-следственные связи, говорит он. — Потому что именно причинность, познание нового и способность делать определенные выводы, прогнозировать и прогнозировать события позволяют человеку выжить как виду. Так что это заложено в нем биологически».

Дело в том, что у каждого человека в голове формируется информационная модель его внешнего мира. «Начало формирования этой модели происходит с развитием речевых центров, которые Иван Павлов (советский ученый, создатель науки о высшей нервной деятельности — прим ред.) назвал второй сигнальной системой. Затем устанавливаются связи между предметами. Например, мать дает ребенку игрушку и говорит: «Это кролик» связаны таким образом и с такими переживаниями.Поэтому необходимо строить биологически обоснованные ассоциации и отношения, поясняет эксперт.

Преобладание веры в негативные приметы Коридзе также объясняет с биологической точки зрения.

«Предсказывать негативные, страшные, фатальные для человека события, угрожающие его выживанию, конечно, важнее биологически. Это связано с выживанием человека, как вида, так и индивидуума. Поэтому чем более негативное событие произошло (а негативное событие всегда сильно эмоционально окрашено), тем сильнее устанавливается определенная связь, считает психолог.

То же самое относится и к вере в более приятные «знаки судьбы». «Есть еще вера в добро, присущее человеку, вернее, надежда на счастье. А если копнуть еще глубже, до уровня бессознательного, то это стремление, не затрачивая времени и усилий, получить определенный результат.Это как закон сохранения энергии: чем меньше энергии мы используем, тем дольше мы можем жить.И если, условно говоря, мы зажжем свечу, и деньги начнут поступать из ниоткуда, конечно, мы увидим связь в этом», — отмечает Коридзе.

Бегство от ответственности, игры мозга или психическое заболевание: что значит вера в приметы?

Читайте также: К чему чешется правая рука: толкование приметы

Эффект Пигмалиона, апофения и другие когнитивные искажения

Научный куратор и преподаватель Школы критического мышления, философ Екатерина Гресь считает, что причина веры в приметы парадоксальным образом кроется в стремительном развитии научных знаний.

«Как видел мир человек первобытной культуры? Он объединил в единую антропологическую систему все: человека, культуру, погоду, обрядовые песни, сексуальность и медицину. Весь мир был для него взаимосвязан. Например, олень, с одной стороны, источник пищи; с другой стороны, он герой космологической драмы. Не было четкого разграничения между природой и культурой, а Просвещение дало нам новый механистический взгляд на все, что нас окружает. Теперь мы смотрим на мир через призму этого деления.

Мы видим с одной стороны человеческое и культурное, а с другой природное. Последнее мы осваиваем постепенно, и чем быстрее это происходит, тем больше мы путаемся. Мы все больше входим в некую сумеречную зону, не человеческую. Например, дети из пробирки, космические путешествия, черные дыры, расшифрованный геном человека. Когда мы входим в эту сумеречную зону, по тому же принципу, что и первобытное сознание, мы начинаем переплетать все: магию, религию, культуру, науку. Таким образом, мы пытаемся найти хотя бы объяснение происходящему. Все зависит от того, с какой стороны рассматривать это дело, — говорит Гресь.

В разных науках существуют разные объяснительные модели, говорящие о происхождении мистического, магического сознания. Так, антропологи и этнографы говорят, что суеверие — это описание иррационального опыта наших предков, которое мы пытаемся передать от отца к сыну и дальше. Психологи, как мы уже видели, называют совершенно разные причины. И дело не только в нашей экзистенциальной тревоге.

«Многие эксперты связывают распространение суеверий с низким уровнем критического мышления. Кроме того, по данным ВЦИОМ, 51% наших граждан не верят ученым и считают, что они скрывают от нас какую-то правду убеждены, что есть люди с колдовскими способностями. 15% верят в денежную магию, а каждый пятый прибегает к услугам магов, гадалок и экстрасенсов. В Америке и других странах есть аналогичные цифры», — цитирует Екатерину Гресь данные.

Веру в приметы она предпочитает рассматривать, как и любую другую веру в нечто сверхъестественное, магическое с точки зрения науки. И здесь мы неизбежно сталкиваемся с когнитивными искажениями. Так называют систематические ошибки мышления или отклонения шаблонов, возникающие на основе наших предубеждений, стереотипов, а также в силу социальных, морально-эмоциональных причин и особенностей строения мозга.

«Наука действительно пытается объяснить нашу склонность к суевериям и мистическому мышлению. Например, она изучает когнитивные искажения — систематические ошибки, которые мы все совершаем. Источник этого стремления кроется в принципах функционирования наших систем знаний что бывают самоисполняющиеся пророчества,это называется эффектом Пигмалиона.То есть человек ожидает реализации определенного предсказания и определяет как характер своих действий так и интерпретацию реакций и поступков других.именно это и приводит к исполнению пророчества.

Помните, как Пифия в «Матрице» сказала Нео не беспокоиться о вазе? Герой повернулся, и ваза действительно разбилась. Многие знаки работают по одному и тому же принципу. Кроме того, можно говорить об эволюционном характере суеверий и объяснять склонность верить в них с помощью понятия апофении. Это способность видеть связи между бессмысленными данными и случайной информацией. Человек в целом привык искать связи между явлениями, а иногда даже хочет видеть закономерности там, где их нет.

Когда-то этот механизм помогал выжить. Скажем, если вы увидите полосы в кустах, вы даже не будете знать, есть там тигр или нет, а просто инстинктивно побежите. Когда мы смотрим на лики святых в явлениях природы или закономерности в совершенно случайных событиях, мы точно так же успокаиваем себя и пытаемся выжить в мире бесконечной неопределенности, — говорит Екатерина Гресь.

«Классическая идея в духе отрицательных знаков — это Закон Мерфи, или Закон озорства. В книге «Магия реальности» исследователь пишет, что мы склонны обращать внимание на проблемы, забывая, что проблемы — понятие субъективное. Что плохо для одного, хорошо для другого. Поэтому бессмысленно спрашивать, почему происходят плохие вещи. Прежде всего, нам нужно задавать вопросы о том, почему что-то происходит.

Поэтому всем нам свойственно искать аргументы в пользу собственных суждений. Мы запоминаем и интерпретируем информацию не беспристрастно, пытаемся создать противоречивые причинно-следственные связи и слегка преувеличить их в своих воспоминаниях, отмечает философ.

«По поводу гендерного аспекта: пол человека не так важен, как уровень образования и доступ к нему. К сожалению, для женщин он уже давно ограничен. Поэтому вполне возможно, что приходилось прибегать к таким ненаучным методам интерпретации реальности, говорит Грес.

Есть много других когнитивных искажений, которые хорошо объясняют веру людей в ложную причинно-следственную связь. Один из ярких примеров — эффект Барнума, или эффект субъективного подтверждения. Подробнее об этом нашему порталу рассказал Дмитрий Скворцов, генеральный директор Школы критического мышления, специалист в области логики и герменевтики, популяризатор философии.

«Например, вы получаете общее описание черт характера, и вы их узнаете и соглашаетесь: «Да, это обо мне. Я человек справедливый, решительный, когда надо, но далеко не всегда могу собрать свою волю в кулак. Эти качества можно применить к любому человеку, в них легко найти себя, — поясняет Скворцов. — Часто встречается такое когнитивное искажение, как эффект принадлежности к группе. Если информация исходит от ваших сторонников, вы будете доверять ей больше, чем информации из противоположного лагеря.

Рефлекс Земмельвейса — еще одно когнитивное искажение, которое может привести к формированию ложных причинно-следственных связей. Другими словами, тенденция к консерватизму: «Мы всегда так делали и будем делать». Когда что-то уже неоднократно подтверждалось, очень сложно изменить точки зрения, отношения, оценки. А с возрастом становится еще сложнее. Легче быть консервативным, чем следить за изменениями в окружающей среде. «По старинке» — понятная и простая альтернатива, поэтому мы выбираем ее».

Этим во многом объясняется тот факт, что пожилые люди чаще полагаются на приметы и прибегают к различным «защитным» ритуалам.

«Нет ничего удивительного в том, что люди старше 50 лет склонны доверять приметам и различным приметам, так как эти респонденты «заряжали» воду от телевизора 25-30 лет назад и верили в исцеление после таких повышений, отмечает социолог Александр Ткачев. — Наоборот, доля молодежи, верящей в приметы, невелика. Эта категория в меньшей степени «ритуализирована». Незнание или сомнения в чем-либо молодые люди подвергают критическому анализу».

Наконец, есть еще один часто встречающийся эффект, который можно назвать склонностью к традиционному мышлению. Суеверия и приметы существуют уже тысячи лет, и поскольку люди уже давно объясняют ими всевозможные события (как хорошие, так и плохие), мы спрашиваем себя: «Кто я такой, чтобы верить иначе?»

«Все это можно свести к одной основной идее: меняться трудно. Научный, критический подход требует от нас адаптации, расширения, а иногда и достаточно серьезной перестройки нашей картины мира. Это обязательно связано с психологически травмирующим опытом прохождения через неуверенностью, с необходимостью разочаровываться в существующем. И, конечно же, с потерей комфорта, и мы часто не понимаем, зачем нам самим прорубать землю под ногами», — заключает Дмитрий Скворцов.

Как не обращать внимания на суеверия?

«Совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4:18), мы должны стремиться к совершенству в вере в Бога, научиться доверять Ему, и тогда все встанет на свои места. Верующий знает, что без Бога он ничего хорошего не добьется. Суеверный человек может признать существование Всевышнего, ставит свое благополучие или проблемы в независимость от Бога, но от магических действий.

Чтобы не верить пустым вещам, надо всегда помнить о Спасителе нашем, о душе, о вечности, и о том, что за все придется Ему отвечать.

Суеверие необходимо так же, как и язычество, т е отрицательно. Мы верим в суеверия — мы язычники. Но мы, христиане, должны помнить о силе креста Господа нашего, хранителя вселенной. Так что черный кот не в начальной точке, а Бог на заднем плане. Мы понимаем, что христиане не боятся такого страха, как разбитых зеркал, рассыпанной соли: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Луки 10).): 19).

Кстати, табличка про разливы соли. В первые дни соль было трудно достать, поэтому, когда кто-то в семье просыпал соль, это заканчивалось ссорой. Но теперь соль есть в каждом магазине, а вывеска сохранилась и по сей день. И все это от нашего невежества: «и познаете истину, и истина сделает вас свободными». (Иоанна 8:32).

Соль

Слова апостола Павла ясно отражают, как бороться с суеверием: «Стойте в свободе, которую дал нам Христос, и не поддавайтесь более игу рабства» (Гал. 5:1).

Как же дело с астрологией?

Людям, особенно верующим, не нужно изучать астрологию. А также йога, оккультизм во всех направлениях. Все это большой грех, потому что таким образом человек соприкасается с силами зла, которые стремятся не помочь ему, а еще больше навредить. Такая практика человека затягивает все глубже и глубже, все впитывается в подсознание, и тогда человек невольно уже соглашается с различными суевериями и прочим, не осознавая, что он делает. Если человек вовремя не остановится и не раскается в содеянном, конец для него будет плачевным.

Сглаз

Помимо черных кошек, соли и прочего, существует еще суеверие о сглазе.
Если вы подозреваете, что вы или член вашей семьи, например ребенок, подверглись порче, помните:
Во-первых, забудьте о любом сглазе.

Во-вторых, осознать, что реально возникающие проблемы, скорби, которые посещают человека, зависят не от котов и других знамений, а от греха, и являются действиями благодати Божией, которая через трудные ситуации приводит нас к покаянию.

В-третьих, откликнитесь на этот призыв и войдите в ограду храма Христова с искренним желанием исцелиться от своих грехов. Примите всем сердцем учение и благочестие церкви. Иметь желание причаститься благодати церковных таинств, исцелиться и возродиться в новую жизнь во Христе.

Как не впасть в грех и перестать верить приметам?

причиной греха суеверия является духовное невежество. Человек становится суеверным из-за самоуверенности и недоверия к Богу.

Часто люди получают знания о христианстве не от православных отцов, а от безграмотных бабушек в церкви. А если такая бабушка еще и гадалка?

Невежественные правила греховны еще и потому, что могут отвратить здравомыслящего, но не воцерковленного человека от православия.

О Православии надо узнавать через Священное Писание, от духовных наставников, читая жития святых. Лучший выход из ереси – пост и молитва.

Оцените статью
Блог о ритуальных услугах
Adblock
detector